Методическая копилка

«БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ В ЛЕСУ»

«БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ В ЛЕСУ»

Цель:

  • продолжать знакомить детей с действиями при чрезвычайных ситуациях;
  • показать роль огня в жизни человека — как положительную, так и отрицательную;
  • развивать умение находить решение в сложных ситуациях;
  • закрепить теоретические и практические знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации;
  • воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность;
  • воспитывать высшие моральные качества: стремление считаться с общественным мнением, требовательность к себе и товарищам, ответственность перед обществом.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вступление
  • Здравствуйте, ребята!
  • Какое у вас самочувствие?
  • Не удивляйтесь. Я должна знать, как вы себя чувствуете. Ведь в народе говорят: «Было бы здоровье, а остальное приложится», будет хорошее настроение, будут обаятельные улыбки и успех в наших делах.

Игра «Передай импульс»

— На что похоже ваше настроение? Пусть ясное солнышко освещает нам путь!

(На доску прикрепляется рисунок солнышка.)

  1. Сообщение темы часа общения.

Технология «Микрофон»

  • Что ожидаете от сегодняшней нашей встречи?
  • Пусть ваши ожидания оправдаются!
  • Что может представлять опасность в нашем посёлке? (Предметные картинки)

 

  • Мир вещей
  • Взрослые люди
  • Неосторожное поведение в окружающей среде
  • Техника

Информация  о чрезвычайных ситуациях

— Среди многих умений, которые нужны в жизни каждому человеку, есть одно очень важное — умение правильно действовать в случае любой опасности. Чем больше ты знаешь о разных видах опасности, тем увереннее ты будешь себя чувствовать. А это очень важно. Если человек уверен в себе, в своих знаниях, он обязательно сумеет справиться с опасностью, даже незнакомой.

Опасное происшествие в разговорной речи взрослые часто называют «экстремальной ситуацией». Это ситуация, которая, как правило, угрожает здоровью и жизни. Это может быть пожар в квартире, столкновение со злой собакой или встреча со злоумышленником. В любом случае в такой ситуации потребуется умение преодолеть страх и растерянность, подавить внутреннюю панику. Чтобы всё это тебя не застало врасплох, надо ещё раз вспомнить о главных правилах безопасного поведения.

На доске — «Правила безопасного поведениям:

  • ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ.
  • ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ.
  • ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ - ДЕЙСТВОВАТЬ.

— Конечно, опасности бывают разные. И не всё, к сожалению, можно предвидеть. Например, учёные до сих пор не могут точно предсказывать, где и когда произойдёт землетрясение. И самые хитроумные приборы не могут заранее сказать, какова будет его разрушительная сила (в баллах): они регистрируют только то, что уже произошло.

Наводнение и шторм предвидеть легче. Но избежать их, как и другие стихийные бедствия, невозможно.

Стечение людских ошибок может привести к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе или крупной электростанции. Когда опасность угрожает сразу многим людям, тогда ситуацию, по официальной терминологии, называют чрезвычайной. И справиться с ней своими силами нельзя. Здесь приходят на помощь специально подготовленные люди — спасатели. Они умеют вытаскивать раненых из завалов землетрясений и обвалов шахт, знают, как справиться с отравляющим дымом во время пожара на химическом заводе, могут подняться на вершину неприступной горы, где разбился самолёт.

 

Опасные ситуации складываются для каждого индивидуально, и ты не можешь предвидеть, в каком конкретном виде она когда-нибудь встретится.

В опасную минуту тебе самому придется принимать решение, основанное на знаниях, полученных в школе.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в лес.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Выясним, какие опасности нас подстерегают в лесу и как правильно вести себя при чрезвычайных ситуациях в лесу. Ознакомимся с маршрутом (маршрутная карта). Какие задачи ставите перед собой? (Знать..., уметь...)

(Звучит музыкальная фонограмма.)

III. Основная часть

— Начинаем наше путешествие.

Много сказок есть на свете,

Любят сказки взрослые и дети,

И когда звучат слова: «Жили-были...»,

Перед нами открывается Волшебная страна.

А наша сказка начинается так. Жила-была девочка. Звали ее Красная Шапочка. Однажды испекла ее мама пирожков и отправила девочку к бабушке. Путь ее был не близкий... (Музыкальное сопровождение.)

Красная Шапочка

К бабушке своей я спешу с пирожками —

За лесом теперь поселилась она.

Там ее домик под голубыми небесами,

Ждет меня она и сидит у окна.

Учитель

Тропинкою лесною она свернула в лес,

Туда, где сосны рослые касаются небес.

Где сказки шепчут ели, берёзы и дубы,

Где ягоды поспели и выросли грибы.

Лесовушка. Здравствуй, Красная Шапочка! Что ты делаешь?

Красная Шапочка. Здравствуй, Лесовушка! Грибы собираю. Вот смотри, какие они красивые, аппетитные!

Лесовушка. Это очень приятно, что лес тебя так одарил. Давай-ка рассмотрим грибочки-красавчики. Ой, горечко! Так среди этих грибов много несъедобных, да еще и очень ядовитых!

Красная Шапочка. Лесовушка, меня никто не обучал грибным премудростям. Дай мне совет, ведь мудрее тебя в этом вопросе никого нет.

Лесовушка. Хорошо, Красная Шапочка. Я тебя научу, а ты эту науку передай всем детям.

(Хлопает в ладоши, появляются грибочки.)

Грибы. Ты нас звал?

Лесовушка. Звал, звал! Что вы хотите о грибах детям рассказать?

(Дети-«грибы» читают стихи о ядовитых грибах.)

Красная Шапочка. Спасибо, Лесовушка! Я сегодня поняла, что ядовитые грибы — страшная беда.

Поняла ещё сейчас, жизнь — большое чудо.

И беречь её должны люди все и всюду.

Знания меня не подведут и по лесу проведут!

Спасибо за помощь! Спешу, ведь впереди у меня долгая дорога!

Лесовушка. До свидания! Мне тоже пора успеть все свои владения осмотреть!

Учитель. Вот и разошлись наши герои. Лес нам дарит ягоды, грибы, лекарственные растения. Однако нужно помнить, что у съедобных грибов и растений в лесу ещё много ядовитых двойников. Лесовушка рассказал нам только о некоторых из них. Познакомиться с остальными вам поможет специальная литература.

Подведем итоги, вспомним советы.

Памятка

  • Собирай... (только известные растения и грибы).
  • Не пробуй их... (на вкус).
  • Покажи... (взрослым).

(На доску крепятся картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов, растений и памятка.)

— Наше путешествие продолжается. Послушайте сказку об огне. (Рассказывает ученица.)

Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:

— Слушай, человек, давай померимся силой.

Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:

— Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить. Пожалел его человек". Вот так и начал служить огонь людям, стал

им другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица: «Дерево с огнем не дружит». И если небрежно обращаться с огнем, может прийти беда!

Учитель

 

А без доброго огня,

Обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя,

Поднимает, будто флаг.

Вам огонь хороший нужен.

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

 

— Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Огонь согревает человека, даёт возможность приготовить пищу. Но огонь может быть не только другом, но и врагом. Врагом, которого не победишь, если он разбушуется и наберёт силу. Он превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Встреча со следующими героями поможет нам узнать, какую беду может сотворить огонь в лесу.

(Музыкальное сопровождение.)

(Входит Шапокляк.)

Шапокляк. Так, что бы такого сделать плохого! (Поднимает спичечный коробок, трясет.)

О, спички! Так-так! Сейчас я костерчик разведу!

Тётя Кошка. Ой, бабушка, что это вы делаете?

Шапокляк. Ой! Напугала-то! Что это ты так кричишь! На пожаре что ли?

Тётя Кошка. Не останови я Вас, не миновать пожара!

Шапокляк. Да, ладно, пожара! И, во-первых, я никакая не бабушка, а гражданка Шапокляк, а во-вторых, какой пожар из-за одной спички?

Тётя Кошка. Не скажите!

Ведь огонь, что в лес внезапно врывается

От спичек очень часто появляется!

Если ты костер в лесу разжег,

Помни: каждый уголек

Привести к пожару может,

Все в округе уничтожит!

— А знаете ли Вы, гражданка Шапокляк, про статистику?..

Шапокляк

Ваша статистика — ерунда.

Без вас давно все знаю я.

И вообще, есть телефон —

Нам всегда поможет он.

Тётя Кошка. Ну, так скажите, по какому телефону Вы будете пожарных вызывать.

Шапокляк. Ну...102... 103... 105...

Тётя Кошка. Так, гражданка... Вы сгорите точно!

Знает каждый ученик,

Знает каждый школьник:

Это номер «101». Ты его запомни!

Если к вам постучалась беда,

Позвоните скорее туда!

Шапокляк. А я и не знала, что спичка — такая хулиганка! Теперь я поняла, что шутки со спичками плохо кончаются!

А, Вы, мадам, кто такая будете?

Тётя Кошка. Меня зовут Тётя Кошка. Поэт С. Я. Маршак про меня сказку написал.

Шапокляк. Так это у вас дом сгорел! А ещё учите меня, как со спичками обращаться!

Тётя Кошка. Да. Был такой случай, но теперь я умею со спичками обращаться. А сейчас иду к ребятам в Шершунский УПК, у которых проводится воспитательное мероприятие по правилам пожарной безопасности в лесу.

Шапокляк. Да, я слышала об этой школе.

Тётя Кошка. Разбуди любого школьника из этого учебного заведения среди ночи, — первое, что они скажут: «При пожаре звонить 101». Не в каждой школе это первые-слова после внезапного пробуждения!

Шапокляк. Ну, что же, уговорили, идёмте, авось пригодится. А где твои ребята?

Тётя Кошка. Здравствуйте, ребята. Мы пришли к вам в гости.

Учитель. Присаживайтесь, гости дорогие. Продолжаем наше общение. Дети, запомните: лесные пожары приносят нашей стране большие убытки. В огне гибнут люди, растения, животные. Большие средства тратит Беларусь на тушение пожаров, поэтому, чтобы не случилось беды — пожаров в лесу, — все взрослые и дети должны знать причины их возникновения и соблюдать правила пожарной безопасности.

Давайте познакомимся со статистикой (рассказывает ученик).

— Прослушайте статистические данные.

  • Ежегодно в мире происходит около 5 млн пожаров, больше половины из них происходит в лесу.
  • Погибло 177 человек. Учитель. Страшные цифры! Пожар... А что мы называем пожаром?

Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибели человека.

Ребята, скажите, почему профессия пожарных героическая?

— А вы знаете, какие награды получают при тушении пожара?

Дети. Героев награждают медалями «За отвагу на пожаре», «За спасение при пожаре»; орденом Мужества, «За заслуги перед Отечеством».

Учитель. Все пожары в лесу начинаются по какой-то причине. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще лес горит по вине человека. Давайте попробуем назвать причины, из-за которых возникают лесные пожары.

(Причины лесных пожаров называют дети, учитель дополняет ответы детей, прикрепляя сюжетные рисунки на доску.)

Причины лесных пожаров

  • Брошенная горящая спичка, окурок;
  • непогашенный костер;
  • тлеющие охотничьи пыжи из пакли или бумаги;
  • люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;
  • осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;
  • хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил техники безопасности (корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог);
  • сжигание на лесосеках порубочных остатков нерадивыми лесозаготовителями;
  • выжигание сухой прошлогодней травы.

Учитель. Мы назвали основные причины, по которым возникают лесные пожары. И кто же виноват бывает чаще всего?

Дети. Человек.

Учитель. Часто возникают пожары по вине детей. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния. Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Какими? (Бензин, ацетон, лак.) Подобное занятие грозит взрывами, а значит, тяжелыми ожогами и увечьями.

Мы с вами в школе изучаем многие науки. Существует наука, которая изучает лесные пожары, — пирология. Ознакомимся с видами лесных пожаров. Лесные пожары по скорости распределения огня и высоте пламени подразделяются на слабые, средние, сильные. (Плакат)

Уважаемая гражданка Шапокляк, представьте: вы идете по лесу и видите мусор, дым, огонь. Что вы будете делать?

Шапокляк. Я-то? Убегу, а то подумают, что это я подожгла!

Учитель. Да разве так можно? Ребята, что необходимо делать, если вы видите, как начинается пожар. Помните: нужно позвонить по «101», сказать, что горит, где горит, назвать свою фамилию. Если нет телефона, бежать к ближайшему населённому пункту

Шапокляк. Нужно записать...

Если вдруг увидите:

Что-то загорается,

К телефону поспешите,

«101» вы наберите,

Адрес точный назовите.

Какой номер — интересный и простой!

Учитель. Правильно! Ребята, сможем мы с вами спастись, если в лесу все же возник пожар?..

Кто нам поможет в трудную минуту? (Пожарный)

 

А пока не прибыли пожарные, нужно приступить к тушению пожара, если он небольшой. А чем мы будем тушить огонь?

Шапокляк. А я знаю! Пирогами и блинами, и сушеными грибами!

Тётя Кошка. Да где вы такое видели?

Шапокляк. А мне рассказали об этом. Там дело было так... Лисички море синее зажгли... А потом пришёл этот... зелёный... вот!

Долго, долго крокодил море синее тушил

Пирогами и блинами, и сушеными грибами!

Тётя Кошка. Это так в своём стихотворении «Путаница» К. Чуковский рассказал. А на самом деле огонь нужно тушить так. (Рисунки)

Алгоритм тушения огня

  • Накрыть одеждой;
  • залить водой;
  • засыпать песком;
  • сбивать веником из зеленых веток.

Шапокляк. Я поняла!

 

Легче, чем огонь тушить,

Нам его предупредить!

Сам костра не разжигай

И другому не давай!

Даже крошка-огонек

От пожара недалёк!

 

Учитель. Правильно! А что делать, если вы все-таки попали в зону пожара? Чего нужно опасаться?

(Рисунки: открытого огня; высокой температуры воздуха; задымленности.)

Как действовать в зоне пожара

  • Укрыть голову и лицо верхней одеждой;
  • убегать из зоны пожара против ветра;
  • бежать по открытым местам, полянам, дорогам;
  • выйдя из лесу, обязательно сообщить о пожаре по телефону «101».

Учитель. Запомните это, ребята!

Шапокляк. Правила пожарные без запинки знайте!

Тётя Кошка. Правила пожарные строго соблюдайте!

Лесовушка

 

Да, сказка — ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам — урок!

Запомните, взрослые! Запомните, дети!

Запомните, все люди на белом свете!

Огонь в лесу — большая беда.

 

Пусть огонь горит в сердцах,

Пусть он согревает очаг,

Пусть поможет готовить обед,

Но не приносит горя и бед!

 

Учитель. Подведём итоги. Нам всю дорогу светило солнышко, давайте возьмем в помощники облака, необычные облака — правила пожарной безопасности — и запомним их.

(Музыкальное сопровождение. )

На доске — «облака»:

  • При пожаре звоните «101».
  • Не поджигайте сухую траву.
  • Не паникуйте.
  • Не разжигайте костер.
  • Не бросайте мусор и стекло.

— Что вы можете ещё дополнить?

— Наше путешествие подходит к концу, но нас ждёт встреча ещё с одним героем, которая даст возможность узнать кое-что очень важное.

(Звучит песня Водяного.)

Учитель. Дедушка Водяной, здравствуйте!

Водяной. Кто нарушил покой подвластного мне царства? Кто потревожил мою речную душу? Что здесь происходит, почему так много народа?

Учитель. Дедушка Водяной, ребята сегодня путешествовали по лесу и узнали много про безопасность в лесу. Но они хотят узнать про правила поведения возле водоёмов. Пришли к тебе за помощью, ведь мудрее тебя в водном царстве никого нет!

Водяной. Да раз такое дело, слушайте, ребята!

Запоминайте правила старательно, соблюдайте их обязательно!

То не бред, не ерунда — может быть опасна вода!

Только люди-человеки не всегда знают правила эти.

Не прыгайте и не ныряйте вы в воду с головой, —

Ведь банки, склянки, впадины есть на дне речки любой!

Купаться без взрослых ты не берись,

Можешь подвергнуть опасности жизнь.

И вот о чем не забывай: далеко с друзьями ты не заплывай!

Учитель. Спасибо, дедушка Водяной! Ребята, давайте вспомним советы Водяного и повторим правила поведения около водоёмов.

(Плакат)

  1. Подведение итогов

Учитель. Наше путешествие подошло к концу. Какой объект рассматривали? (Безопасность в лесу)

  • Перед вами — рюкзачок. Что вы сегодня в нем унесете с собой?
  • О каких правилах говорят эти знаки (на экране)?
  • Самое главное, ребята, чтобы вы поняли, что многие несчастные случаи можно предотвратить, соблюдая элементарные правила безопасности!

Что ж, ребята, молодцы! Подвели итоги.

Пожелаю всем вам счастливой дороги!

Я внимательно следила — кто что делал, что сказал.

Ставлю вам я всем сегодня за работу высший балл!

Пусть знания вас не подведут и по лесу в безопасности проведут!

 

свернуть

Беседа: «Безопасность значит жизнь»

Беседа: «Безопасность значит жизнь»

Цель: повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте; развивать уверенность в себе, желание прийти ни помощь людям.

Беседа проводится в виде игры «Путешествие по станциям». Всего 3 станции. Каждая команда должна выполнить задания на этих станциях.

План беседы

  1. Вступительное слово.
  2. Соревнование «Экстремальная ситуация»:

а) станция 1 - ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ;

б) Станция 2 -ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

в) Станция 3 -ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово

Классный руководитель. Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом. Эти неприятности получили название экстремальных ситуаций. Экс­тремальный - значит трудный, сложный. Экстремальные ситуации - значит сложные, трудные, неприятные ситуации, в которых может оказаться человек.

Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда обращаться за помощью? (Показывает на доску, где записаны телефоны служб.)

Ответы детей.

Но сейчас в России появилась еще одна организация, которая всегда придет на помощь. Это Служба спасения! Служба спасения - это организация, которая всегда готова бесплатно прийти на помощь любому человеку. В Службе спасения работают смелые, благородные, сильные люди - спасатели.

Но в первые минуты после происшествия каждый человек может сам стать для себя службой спасения.

А если он сможет спасти себя, он сможет оказать помощь и дру­гим людям. А значит, сможет стать спасателем.

Станция 1

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Какой номер вызова пожарных и спасателей и как правильно следует сообщить о происшествии?/01- при этом необходимо назвать точный адрес, что случилось, свою фамилию, имя и отчество/.

2*. Почему на чердаке дымоходы должны быть всегда побелены?

/На побеленной поверхности дымоходов легче обнаружить трещины и щели, через которые огонь может проникнуть на чердак, по обнаружению таковых, необходимо заделать изъяны глиняным, песчаным раствором и побелить/.

  1. Какие правила надо соблюдать, чтобы не допустить возникновения пожара при топке печей?

/Нельзя растапливать дрова в печи бензином, керосином и другими огнеопасными жидкостями, топить печь с открытыми топочными дверцами, сушить дрова и другие горючие материалы на печах или около них, топить неисправные печи и главное, поручать топку печей малолетним детям/.

  1. Можно ли открывать окна и двери в доме или квартире во время пожара?

/Нельзя, т.к. через открытые оконные и дверные проемы в помещение будет поступать кислород, что способствует усилению горения/.

  1. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет?

/Нельзя. При включении или выключении выключателя или штепсельной розетки может возникнуть искрение между контактами и произойти взрыв газа/.

  1. Почему в учреждениях выходы из помещений устраиваются, открывающимися наружу?

/Чтобы в случае возникновения пожара двери не стали препятствием для эвакуации людей/.

  1. Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать при разведении костра в лесу?

/Очистить от сгораемых предметов площадку для костра, окопать ее.

Перед уходом из леса угли следует залить водой, либо засыпать землей/.

  1. Как тушить загоревшуюся на человеке (на самом себе) одежду?

/Повалить человека на землю и накрыть плотной тканью, но не с головой/.

/Упасть, кататься по земле (полу), плотно прижимаясь горящими участками одежды к земле/.

9*. Какими средствами пожаротушения должен быть обеспечен каждый дом или квартира?

/В каждой квартире обязательно должен быть огнетушитель и специально оборудованный шкаф со шлангом (15м) для тушения пожара. Возле частного дома дополнительно должна находиться емкость с водой не менее чем на 200л (в летний период)/.

  1. Что необходимо сделать при уходе из квартиры (дома), чтобы не допустить пожар?

/Выключить электроприборы, газ, свет, закрыть окна, двери смежных комнат, убрать спички от детей/.

11*. Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать при устройстве новогодней елки?

/Нельзя применять свечи, бенгальские огни, хлопушки. Нельзя делать костюмы из ваты, марли, бумаги, непропитанные огнезащитным составом/.

  1. Какие меры нужно принять, чтобы не допустить пожар из-за шалости детей с огнем?

/Следить, чтобы дети не играли со спичками, не включали электроприборы, не разводили костры/.

  1. Как выйти из помещения, заполненного дымом?

/Ползком, закрыв лицо мокрым платком, ползти вдоль стены/.

  1. Каковы ваши действия при загорании телевизора?

/Сообщить в пожарную охрану. Выключить из розетки и тушить подручными средствами /порошковый или углекислотный огнетушитель, кошма или плотное шерстяное одеяло, песок, земля из цветочного горшка/.

  1. Назовите основные причины пожаров в быту.

/Неосторожное обращение с огнем, в т.ч. при курении, короткое замыкание электропроводки, оставленные включенными в сеть электроприборы, неисправность печного отопления, детская шалость, поджоги/.

16*.Что делать, если лестница в многоэтажном доме задымлена?

/Лучше оставаться в квартире, сообщить в пожарно-спасательную службу по телефону «01» и ждать приезда пожарных. Следует намочить тряпки, полотенца, простыни, плотно прикрыв двери, постараться, как можно тщательнее заткнуть щели между дверью и косяком, также следует поливать водой и саму входную дверь. Дышать в задымленном помещении необходимо через мокрую ткань (платок, марлевую, многослойную повязку). Выйти на балкон, плотно закрыть за собой дверь/.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Пользоваться лифтом, пытаться спуститься самостоятельно по лестничным маршам, по веревкам или простыням.

Станция 2

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

  1. Какой основной сигнал оповещения Гражданской обороны Вы знаете?

/Основной сигнал оповещения Гражданской обороны «Внимание всем!»/.

  1. Назовите порядок подачи сигнала Гражданской обороны «Внимание всем!».

/Подается для предупреждения населения о непосредственной угрозе нападения противника или заражения. Сигнал доводится до населения при помощи сирен непрерывного звучания в течение 3 минут, повторяется несколько раз и дублируется гудками на предприятиях, транспортом/.

  1. Что нужно сделать при получении сигнала Гражданской обороны «Внимание всем!»?

/Включить радио- и телевизионные приемники и прослушать информацию/.

  1. При необходимости эвакуации следует:

/Собрать в сумку документы, деньги, ценности, предметы первой необходимости; приготовить запас консервированных и сухих продуктов, воды; закрыть окна, перекрыть газ, воду отключить электроэнергию, закрыть за собой дверь/.

5*. Назовите ваши действия, если Вы оказались в заложниках?

/Главное не конфликтовать, постараюсь установить нормальные отношения, ограничу свои движения, на всякое действие буду спрашивать разрешение, попытаюсь запомнить максимум информации о захватчиках, использую любую возможность для спасения, но только в том случае, если буду уверен в успехе/.

6*. Что нужно сделать в случае химических ожогов кожи?

/При поражениях любой агрессивной жидкостью (кислотой, щелочью, растворителем, спецтопливом, маслами и т.п.) – необходимо промывать под струей холодной воды до прибытия «Скорой помощи»/.

7*. Если вы обнаружили подозрительный предмет?

/Заметив взрывоопасный предмет, а также подозрительные предметы, не подходите близко к ним, позовите людей и попросите немедленно сообщить о находке в милицию/.

  1. Какие вы знаете естественные безопасные укрытия на улице и относительно безопасные места в доме?

/На улице: овраг, яма, ров, канава, кювет дороги. Дома: ниши стен, дверные проемы, встроенные шкафы/.

  1. Во время урагана, бури, смерча вы оказались на улице….

/Находись в удалении от зданий; найди естественное укрытие, ляг на землю и прижмись, закрой голову руками; жди снижения порыва ветра и быстро перейди в более надежное укрытие/.

/Нельзя подходить ближе, чем на 5 метров/.

Станция 3

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ

  1. Как избежать отравлений препаратами бытовой химии?

/Никогда не пользоваться незнакомыми препаратами бытовой химии;

не пить жидкости из незнакомых бутылок и банок, особенно если они стоят на полу или в «укромном месте»; не пользоваться спичками рядом с банками или бутылками с резким запахом, не распылять содержимое аэрозольных баллончиков вблизи открытого огня, хранить химические вещества в закрывающихся шкафчиках/.

2*. Вы разбили в комнате градусник. Что сделать, чтобы ртуть не причинила вреда вашему здоровью?

/Открою окна и двери, чтобы проветрить помещение. С помощью резиновой груши соберу ртутные шарики в банку с водой, закрою плотной крышкой. Обработаю поверхность 5% раствором марганцовки. Ртуть сдам в штаб Гражданской обороны/.

3*. Чем опасна ртуть?

/Очень токсична. Пары ртути вызывают у людей острые отравления. Особенно усиливается опасность, когда увеличивается площадь испарения (при растирании ее по поверхности или когда множество мелких капелек забивается в щели и другие углубления).

Классный руководитель. Спасибо ведущим. Наше сорев­нование подходит к концу. Я прошу «экспертов» подсчитать, сколько баллов набрала каждая команда во всех трех турах. И мы узнаем по­бедителей наших соревнований. А значит, сможем определить, какая команда станет нашей классной Службой спасения. А пока эксперты подсчитывают окончательный результат, я пред­лагаю вам узнать, какая команда самая дружная. Для этого нужно вы­полнить несложное упражнение на сплочение. Я называю название команды и читаю стихотворение:

Если к вам придет беда, знаем, как помочь всегда. Да!

Последнее слово «Да» должны громко сказать все члены команды и хлопнуть в ладоши. Главное требование - это нужно сделать всем одновременно.

Внимание, начинаем! Команда (название).

Классный руководитель читает стихотворение, дети громко произно­сят «да» и хлопают в ладоши.

То же в порядке очереди делают все команды.

Как вы считаете, ребята, какая команда оказалась самой спло­ченной и дружной?

Давайте им похлопаем!

Ну а теперь результаты нашего соревнования. Слово «экспертам».

«Эксперт» объявляет результаты соревнований.

Классный руководитель: Итак, сегодня у нас был трудный час - час экстремальных ситуа­ций. И лучше всех действовала в этих ситуациях команда (название). Эта команда получает медаль и звание - «Служба спасения 5».

Классный руководитель. Но, как видим, остальные ко­манды совсем немного отстали от победителей, просто у них были бо­лее сложные ситуации. Но и они будут накапливать знания и умения, чтобы всегда прийти на помощь.

III. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Понравился ли вам наш сего­дняшний классный час? Какие моменты соревнования вызвали у вас положительные чувства, какие не понравились?

свернуть

Брейн-ринг «Экстремальная ситуация»

Брейн-ринг «Экстремальная ситуация»

Цели: - повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях;

             - способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей;

             - побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте;

             - создать условия для развития уверенности в себе, желания прийти на помощь людям.

Форма: игра-соревнование.

Подготовительная работа с детьми:

а) выбрать «экспертов», знатоков правил безопасности, которые будут судить соревнования и задавать дополнительные «хитрые» вопросы;

б) выбрать  ведущих (по одному для каждого тура);

в) объединить детей в 4 команды, предложить выбрать капитана, название («Вымпел», «Сигнал», «Сирена», «Ураган», «Вулкан», «Океан», «Град», «Защита» и т. п.).

Оборудование:

а) сделать медали «Служба спасения 5» по количеству членов одной команды (или 1 медаль для всей команды);

б) сделать карточки с заданиями для команд (на отдельной полоске бумаги написать текст задания); можно сделать ксерокопию этого листа с заданиями, разрезать на полоски;

в) приготовить коробку, из которой капитаны будут доставать карточки с заданиями.

Оформление класса:

а) на перемене перед классным часом разместить на доске номера телефонов служб:

101, 112 - МЧС;

102 - милиция;

103 - «Скорая помощь»;

104 - газовая служба;

б) поставить рядом с учительским столом стол для «экспертов», на этот стол положить сценарий, по которому эксперты смогут проверить ответы и задать «хитрые» вопросы;

в) в коробку положить задания первого тура; задания для второго и третьего туров сложить стопочками на столе экспертов.

План мероприятия

  1. Вступительное слово.
  2. Соревнование «Экстремальная ситуация»:

а) тур 1 - экстремальные ситуации дома;

б) тур 2 - экстремальные ситуации на улице;

в) тур 3 - первая помощь пострадавшим.

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

  1. Вступительное слово

Классный руководитель. - Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом. Эти неприятности получили название экстремальных ситуаций. Экстремальный - значит трудный, сложный. Экстремальные ситуации - значит сложные, трудные, неприятные ситуации, в которых может оказаться человек.

Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда обращаться за помощью? (Показывает на доску, где записаны телефоны служб.)  (Ответы детей).

  1. Соревнование «Экстремальная ситуация»

Классный руководитель. -  Мы решили организовать в нашем классе Службу спасения. В нее должны войти самые опытные и умелые спасатели. Чтобы их отобрать, мы проведем сегодня соревнование «Экстремальная ситуация».

В соревновании принимают участие 4 команды спасателей: (названия, выбранные детьми). Лучшая команда получит медаль и звание «Служба спасения 5».

Каждая команда получает задание - какую-либо экстремальную ситуацию. Задача команды - найти выход из этой ситуации и оказать помощь самим себе.

Каждое задание оценивается максимум в 5 баллов.

Судить наши соревнования будет группа экспертов в составе (имена, фамилии).

После того как команда выполнит задание, эксперты задают по три «вредных» вопроса по этой ситуации. Каждый «вредный» вопрос, на который не получен ответ, забирает у команды 1 балл.

Условия соревнований всем понятны?

Я передаю слово ведущим.

Тур 1. Экстремальные ситуации дома

Ведущий 1. Экстремальные ситуации, которые подстерегают нас дома. Приглашаю капитанов команд к доске для получения заданий.

Капитаны выходят к доске, вытягивают из коробки листочки с текстом заданий. Получив задания, капитаны называют их номера ведущему. Первой будет выступать команда, которая вытянула первое задание, второй - второе и т. д.

Итак, первой будет отвечать команда (название), второй - команда (название), третьей - команда (название), и последней - команда (название).

Задания получены. На подготовку ответа вам дается 1 минута.

Включается метроном или спокойная музыка. Команды обдумывают ответы.

Минута истекла. Команда (название), слушаем ваш ответ.

Представитель команды зачитывает вопрос и дает ответ, ему помогают другие члены команды.

Теперь слушаем «хитрые» вопросы наших «экспертов».

«Эксперты» задают вопросы.

Теперь «эксперты» могут оценить действия наших спасателей. Прошу огласить результат.

«Эксперт». Действия команды мы оценили на пять баллов, но наши «хитрые» вопросы снизили этот результат. На (количество) вопросов команда не смогла ответить, поэтому ее результат в первом туре - (количество) баллов.

В дальнейшем ведущий дает слово другим командам, представители команд зачитывают вопросы и перечисляют свои действия в той или иной экстремальной ситуации. Затем ведущий предлагает «экспертам» задать «хитрые» вопросы команде, и наконец «эксперт» оглашает результат очередной команды.

Задания для первого тура

№1.16.00. Вы находитесь в своей квартире на 7 этаже. Родители на работе. Внезапно вы чувствуете резкий запах дыма и гари. Открыв входную дверь, вы видите, что весь подъезд объят пламенем, в дыму ни лифта, ни лестницы не видно. Ваши действия.

Ответы:

  1. Позвонить по телефону 101 или 112, вызвать пожарных.
  2. Плотно закрыть входную дверь, забить тряпками все щели и вентиляционные отверстия.
  3. Набрать воды в ванную.
  4. Перейти в самую дальнюю от входной двери комнату.
  5. Приготовить фонарик или кусок цветной ткани, чтобы подавать сигналы.
  6. Если есть балкон, можно выйти на балкон и там ждать пожарных.

«Хитрые» вопросы:

  1. Можно ли пользоваться лифтом? (Нет.)
  2. Можно ли спускаться по водосточной трубе, связывать тряпки, веревки, чтобы выбраться с балкона? (Нельзя.)
  3. Как нужно передвигаться по задымленному помещению? (Ползком или согнувшись.)

№ 2.16.00. Вы смотрите телевизор в своей квартире на 7 этаже. Бабушка дремлет в соседней комнате. Внезапно телевизор взрывается и начинает сильно дымиться. Комната заполняется дымом. Ваши действия.

Ответы:

  1. Выключить шнур телевизора из розетки.
  2. Набросить на телевизор плотное одеяло.
  3. Намочить платок и дышать через него.
  4. Плотно закрыть окна
  5. Забрать бабушку и немедленно выйти из помещения, плотно прикрыв за собой дверь.
  6. Позвонить по телефону 101 или 112, вызвать пожарных.

«Хитрые» вопросы:

  1. Может быть, сначала нужно было вылить на горящий телевизор ведро воды? (Нельзя тушить включенные электроприборы водой - будет удар тока.)
  2. А если телевизор будет сразу охвачен сильным пламенем, нужно его закрывать одеялом и пытаться тушить пожар? (Нет, нужно немедленно выйти и позвонить по телефону 101.)
  3. Если глаза разъедает дым, что делать? (Закрыть глаза, передвигаться, держась за стены.)

№3. Декабрьский вечер. Вы пришли из школы домой и с порога почувствовали сильный запах газа. Родителей дома нет. Ваши действия.

Ответы:

  1. Не зажигать спичек, свечей, зажигалок.
  2. Выключить газовые конфорки.
  3. Немедленно перекрыть газ.
  4. Выключить электроприборы.
  5. Открыть форточки.
  6. Если газ продолжает поступать, звонить от соседей в газовую службу по телефону 104.

«Хитрые» вопросы:

  1. Можно ли самому пытаться ремонтировать газовую плиту: выкручивать конфорки, горелки и т. п.? (Нельзя.)
  2. Можно ли проверить утечку газа, поднося спичку к конфорке? (Нельзя, может прогреметь взрыв.)
  3. Нужно ли пить какие-нибудь лекарства от отравления газом? (Нет, только по назначению врача.)

№4. Войдя в одну из комнат квартиры, вы увидели, что в ней много пара, а пол залит водой. Из одной батареи отопления бьет струя горячей воды. Дома больше никого нет. Родители придут с работы примерно через 3 часа. Ваши действия.

Ответы:

  1. Сообщить об аварии взрослым или родителям.
  2. Позвонить в ремонтно-эксплуатационное управление и попросить прислать слесаря-водопроводчика.
  3. Отключить электричество.
  4. Перекрыть воду.
  5. Обмотать места протечки тканью.
  6. Поставить в местах протечки ведра, тазы, убирать воду.

«Хитрые» вопросы:

  1. Нужно ли отключать газ? (Не обязательно.)
  2. Если не знаешь телефона, куда звонить, что делать? (Спросить у соседей.)
  3. Как будешь убирать воду с пола? (Тряпками и отжимать их в ведро.)

Ведущий 1. Итак, в первом туре у нас лидирует команда (название). Я передаю слово другому ведущему.

Второй ведущий кладет в коробку карточки с заданиями для второго тура.

Тур 2. Экстремальные ситуации на улице

Ведущий 2. Экстремальные ситуации на улице. Приглашаю капитанов получить задания для второго тура.

Капитаны выходят к доске, тянут карточки с заданиями из коробки.

Итак, первой будет отвечать команда (название), второй - команда (название), третей - команда (название) и последней - команда (название). Минута на обсуждение - и нужно действовать!

Включается метроном или музыка. Дети обсуждают задание.

Вызываем на экстремальную ситуацию команду спасателей (название).

Представитель команды зачитывает задание, перечисляет действия в заданной ситуации.

Теперь послушайте «хитрые» вопросы «экспертов».

«Эксперты» задают вопросы.

Прошу «экспертов» дать оценку действиям команды в экстремальной ситуации.

«Эксперт» объявляет результат команды с учетом «хитрых» вопросов.

В дальнейшем ведущий вызывает представителей остальных команд, затем дает слово для вопросов «эксперту». «Эксперт» объявляет результат каждой команды во втором туре.

Задания для второго тура

№ 1. Вы с родителями пришли на футбольный матч. По окончании на выходе возникли давка и суматоха, к тому же отключилось освещение. Началась паника. Вас оттеснили от родителей, и вы потеряли их из виду. У вас упала на землю сумка. Ваши действия.

Ответы:

  1. Держаться в середине толпы и после прохода узких мест постараться выбраться из нее.
  2. Искать своих родителей после окончания сутолоки.
  3. Забыть о сумке, собраться, застегнуть одежду.
  4. Позвонить домой, сообщить, что все в порядке.
  5. Обратиться в милицию и заявить о том, что вы потерялись. «Хитрые» вопросы:
  6. Можно ли кричать, звать родителей? (Нет, так вы только усиливаете панику.)
  7. Нужно ли пытаться поднять сумку? (Нельзя, могут затоптать.)
  8. Можно ли использовать столб, тумбу, памятник, чтобы выбраться из толпы? (Нет, могут раздавить.)

№ 2. Во время прогулки по лесу в пожароопасный период (сухая погода и ветер) вы уловили запах дыма, и определили, что попали в зону лесного пожара. Ваши действия.

Ответы:

  1. Определить направление ветра и распространения огня.
  2. Быстро выходить из зоны пожара навстречу ветру по возможности параллельно фронту распространения огня.
  3. Идти, пригибаясь к земле, и не стараться обогнать пожар.
  4. Если поблизости есть водоем, окунуться в него или, смочив одежду, накрыть ею голову и верхнюю часть тела.
  5. Выйдя из опасной зоны, сообщить о пожаре по телефону 101.

№3. Во время отдыха на природе вас застала гроза. Ваши действия.

Ответы:

  1. Отойти подальше от высоких предметов (отдельно стоящих деревьев, вышек, опор).
  2. Находясь на возвышении (холм, сопка, скала), спуститься вниз.
  3. Не укрываться в камнях и скалах.
  4. Постараться разместиться на сухом месте (колода, пень) и убрать ноги с земли.
  5. Отойти подальше от воды (река, озеро, пруд). «Хитрые» вопросы:
  6. Можно ли спрятаться от молнии под деревом? (Нет.)
  7. Можно укрыться в машине? (Да, ее металлический корпус защитит вас.)
  8. Можно ли бегать, двигаться во время грозы? (Нет.)

№ 4. Во время прогулки по улице на вас напала собака. У вас в руках клюшка и сумка с коньками. Ваши действия. Ответы:

  1. Развернуться к собаке боком и громко отдать несколько команд («фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!»).
  2. Не делая резких движений, позвать хозяина (если он находится недалеко).
  3. Если рядом никого нет, медленно уходить от собаки, не ускоряя движение.
  4. Нельзя кричать, махать руками, бросать палки и камни, смотреть собаке в глаза.
  5. Если собака готовится к прыжку (приседает), надо прижать подбородок к груди и выставить вперед локти.
  6. В случае укуса необходимо обратиться в травмпункт.

«Хитрые» вопросы:

  1. Можно ли замахнуться клюшкой и отогнать собаку? (Нет.)
  2. Можно ли убежать от собаки? (Нет.)
  3. Можно ли закричать на собаку, отгоняя ее клюшкой, бросить в нее сумкой? (Нет.)

Ведущий 2. Таким образом, по результатам второго тура у нас лидирует группа спасателей (название).

Третий ведущий кладет в коробку карточки с заданиями третьего тура.

Тур 3. Первая помощь пострадавшим

Ведущий 3. Начинаем последний тур наших состязаний. Первая помощь пострадавшим. Капитаны, получите задания. Капитаны получают задание.

Итак, первой будет отвечать команда (название), второй - команда (название), третей - команда (название) и последней - команда (название). Минута в вашем распоряжении!

Включается метроном или музыка. Дети обсуждают задание.

Ведущий 3. Минута истекла. Пора оказывать помощь пострадавшим. Команда спасателей (название) выезжает на вызов.

Выходят представители команды, перечисляют (или демонстрируют) действия по оказанию первой помощь пострадавшему. Даю слово для «хитрых» вопросов «экспертам». «Эксперты» задают вопросы.

Теперь «эксперты» могут объявить результат команды. «Эксперт» объявляет результаты команды.

Затем ведущий вызывает представителей остальных команд, даёт слово «экспертам». «Эксперты» объявляют результаты каждой команды в третьем туре.

Задания для третьего тура

№ 1. Ваш друг во время игры в футбол упал и рассек ногу стеклом. Никаких медикаментов под рукой нет. Ваши действия.

Ответы:

  1. Крепко прижать пальцем сосуд выше раны.
  2. Наложить жгут на 3-5 см выше раны.
  3. Наложить давящую повязки на место кровотечения.
  4. Максимально согнуть ногу.
  5. Поднять ногу выше грудной клетки. «Хитрые» вопросы:
  6. Можно ли накладывать жгут на голую кожу? (Нет.)
  7. Какая трава останавливает кровотечение? (Подорожник.)
  8. А как узнать, из вены или из артерии идет кровь? (Из вены кровь темная, а из артерии - алая.)

№ 2. Вы лежали на диване, смотрели телевизор. И вдруг у вас пошла носом кровь. Ваши действия.

Ответы:

  1. Сесть, наклонив туловище вперед.
  2. Положить на нос лед.
  3. Если не помогает, прижать крылья носа к перегородке на 5-10 минут.
  4. Если не помогает, вложить кусочек ваты, смоченный в растворе соли (1 чайная ложка на стакан воды).
  5. Если не помогает, обратиться к врачу. «Хитрые» вопросы:
  6. Можно ли ложиться на спину, чтобы кровь стекала в горло? (Нет.)
  7. Можно ли остановить кровотечение перекисью водорода? (Да.)
  8. Можно ли после носового кровотечения пить горячий чай, кофе? (Нет.)

№ 3. В саду вас укусила оса или пчела. Ваши действия.

Ответы:

  1. Удалить жало пчелы из кожи, прижав его ногтями больших пальцев и стараясь не касаться сумочки с ядом, чтобы не выдавить его еще больше.
  2. Приложить к ране холодный компресс.
  3. Лечь на спину так, чтобы его ноги были выше головы.
  4. Облегчить себе дыхание (расстегнуть пояс, ворот).
  5. Укрыться одеялом.
  6. Не пить, ни есть.

«Хитрые» вопросы:

  1. А жало осы нужно удалять? (Нет, оса не оставляет жало.)
  2. А если пчела укусила за язык - это смешно? (Нет, это очень опасно, можно задохнуться.)
  3. Может быть, потеря сознания от укуса пчелы или осы? (Да, может быть и смертельный исход.)

№ 4. Вы решили развести костер и сварить уху, но котелок с кипящей водой перевернулся и ваш друг обжёг руку. Ваши действия.

Ответы:

  1. Положить на место ожога пакеты со льдом или холодной водой на 5-10 минут.
  2. Кожу вокруг ожога смазать спиртом, зеленкой или марганцовкой.
  3. Наложить стерильную повязку.
  4. Можно дать пострадавшему обезболивающее лекарство.
  5. Доставить пострадавшего в больницу.

«Хитрые» вопросы:

  1. Можно удалять с места ожога поврежденную кожу, остатки одежды, грязи? (Нет.)
  2. Можно мазать место ожога спиртом, зеленкой, йодом, жиром, мазями, порошками? (Нет.)
  3. Можно ли накладывать на место ожога тугую повязку? (Нет.)

Ведущий 3. В третьем туре победу завоевала команда (название).

Классный руководитель. Спасибо ведущим. Наше соревнование подходит к концу. Я прошу «экспертов» подсчитать, сколько баллов набрала каждая команда во всех трех турах. И мы узнаем победителей наших соревнований. А значит, сможем определить, какая команда станет нашей классной Службой спасения.

А пока эксперты подсчитывают окончательный результат, я предлагаю вам узнать, какая команда самая дружная. Для этого нужно выполнить несложное упражнение на сплочение. Я называю название команды и читаю стихотворение:

Если к вам придет беда,

Знаем, как помочь всегда.

Да!

Последнее слово «Да» должны громко сказать все члены команды и хлопнуть в ладоши. Главное требование - это нужно сделать всем одновременно.

Внимание, начинаем! Команда (название).

Классный руководитель читает стихотворение, дети громко произносят «да» и хлопают в ладоши.

То же в порядке очереди делают все команды.

Как вы считаете, ребята, какая команда оказалась самой сплоченной и дружной?

Дети высказывают свои замечания.

Давайте им похлопаем!

Ну а теперь результаты нашего соревнования. Слово «экспертам».

«Эксперт» объявляет результаты соревнований.

Итак, сегодня у нас был трудный час - час экстремальных ситуаций. И лучше всех действовала в этих ситуациях команда (название). Эта команда получает медаль и звание - «Служба спасения 5».

«Эксперты» вручают победителям медали «Служба спасения 5».

Классный руководитель. Но, как видим, остальные команды совсем немного отстали от победителей, просто у них были более сложные ситуации. Но и они будут накапливать знания и умения, чтобы всегда прийти на помощь. Давайте повторим наше упражнение на сплочение. Только теперь не одна команда, а весь класс дружно скажет «да» и хлопнет в ладоши. Внимание, 5!

Если к вам придет беда –

Знаем, как помочь всегда!

Да!

III. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Понравился ли вам наш сегодняшний классный час? Какие моменты соревнования вызвали у вас положительные чувства, какие не понравились?

 

свернуть

Правила безопасного пользования электроприборами и источниками открытого огня

Правила безопасного пользования электроприборами и источниками открытого огня

Цель: ознакомить с причинами возникновения пожара,

с безопасными условиями в быту; формировать навыки правильного пользования спичками, электрооборудованием; воспитывать стремление проявлять заботу о своей жизни и чувство ответственности за жизнь других людей.

Ход мероприятия:

1.Рассказ учителя.

— Можно ли считать огонь полезным для людей?

— Какая от него польза?

Трудно представить себе жизнь человека без огня. Он помогает готовить пищу, согреваться, выплавлять металл, печь хлеб. Огонь приходит на помощь в разных жизненных ситуациях.

Огонь — друг человека. Но если он попадет в неумелые или недобрые руки, то может стать грозным врагом. Огонь уничтожает леса, жилые дома, предприятия.

Во время пожара гибнут люди. Пожар может быть вызван несоблюдением правил пользования электроприборами, газовыми плитами, источниками открытого огня.

  1. Угадайте, о каких предметах идет речь? (загадки)
  2. Только я, только я, Я на кухне главная. Без меня, как ни трудитесь, Без обеда насидитесь. (Электроплита)
  3. Он охотно пыль вдыхает, Не болеет, не чихает.  (Пылесос)
  4. На столе, в колпаке, Да в стеклянном пузырьке Поселился дружок –  Развеселый огонек. (Лампа)
  5. Посмотри на мой бочок,  Во мне вертится волчок, Никого он не бьет, Быстро крем вам собьет. (Миксер)
  6. Два соседа колеса Собирают голоса, Друг от друга тянут сами Поясочек с голосами. (Магнитофон)
  7. Не радио, а говорит, Не театр, а показывает. (Телевизор)
  8. Светит ночь еле-еле

Возле маминой постели. (Ночник).

  1. Умный друг -

Сам без рук,

А другими пользуется. (Компьютер)

  1. Берет хлеб мягкий

А возвращает хрустящий. (Тостер)

- Как, одним словом, назвать эти предметы? (электроприборы)

- Как работают электроприборы? (от электричества)

- Электричество стало настолько привычным, что мы его просто не замечаем. Почему человеку очень нужно электричество, что оно даёт людям? (Электрический ток даёт людям свет в доме, работают электроприборы, транспорт, лифт, течет вода из крана…).

3.Правила безопасности при пользовании электроприборами

 Все мы с вами пользуемся электроприборами, но надо не забывать еще и том, что неправильное использование может привести к беде, и поэтому нужно помнить правила безопасности при пользовании электроприборами. Давайте вспомним их.

  • Уходя из комнаты или из дома обязательно выключи телевизор, магнитофон, утюг, чайник и другие электрические приборы.
  • Никогда не тяни за электропровод руками.
  • Не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них.
  • Не суй в отверстия розетки ручки, гвозди и другие металлические предметы.
  • Не оставляй включенный утюг на ткани, а ставь его на подставку.
  • Не стучи утюгом по столу.
  • Следить, чтобы шнур утюга при работе не перекручивался.
  • Не оставляй на длительное время без присмотра эл. печь.
  • После приготовления еды не забудь закрыть краны на газовой плите.
  • Почувствовав запах газа, открой окна и проветри квартиру.
  • При кипячении воды в чайнике не открывай крышку.
  • Не балуйся со спичками и зажигалками возле электроприборов.

4.Игра «Умники и умницы».

(Победит тот, кто даст больше правильных ответов на поставленные вопросы.)

1) Почему любой электроприбор нельзя включать и выключать мокрыми руками?

2) Почему при выключении нельзя дергать за шнур?

3) Что может произойти, если электроприбор или электропровод намокнет?

4) Почему всегда после пользования электроприборами следует непременно выключать их из розетки?

5) Почему нужно как можно дальше обходить оголенные провода?

6) Почему категорически запрещается включать свет и электроприборы, если на кухне ощущается запах газа?

7) Почему категорически запрещается заливать водой утюг или телевизор, если они воспламенились?

5.Обсуждение ситуации.

Пришел третьеклассник Коля из школы. Он очень проголодался. Пошел на кухню поставить на газовую плиту чайник и кастрюлю с борщом, чтобы подогреть, сковороду, чтобы сделать себе яичницу. Пока все это разогревалось, Коля пошел поиграть в свою комнату. Приходит на кухню, а там огонь пылает, полная кухня дыма. Испугался мальчик! Что ему делать?

— Помогите Коле. Что вы ему посоветуете?

6.Итог

Что полезного вы делаете для своего здоровья?

— Чем опасны электроприборы?

Какие основные правила обращения с открытыми источниками огня вы запомнили?

— Можно ли оставлять вас дома одних? Что вам помогло это понять

свернуть