Преемственность

Рекомендации по организации «Уголка будущего школьника» в старшей группе

 Рекомендации по организации

«Уголка будущего школьника»

в старшей группе

    Поступление в школу - важнейший момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от его психологической готовности к обучению. Поэтому перед педагогами старших групп стоит задача - сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Необходимо учитывать, что современному ребенку, живущему в стрессогенности сегодняшней жизни, для обеспечения плавного перехода из условий детского сада в школу, требуются дополнительные усилия со стороны педагогов и родителей.

        Информационная подготовка ребенка к обучению в школе, как правило, начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению поможет правильно организованная развивающая среда. С помощью внесенных в нее материалов и оборудования решаются следующие задачи:

- Обогащение знаний детей о школьной жизни, профессиях в школе, изменении распорядка дня у детей, поступающих в школу.

- Обогащение словаря воспитанников по лексической теме «Скоро в школу».

- Воспитание у детей самостоятельности в особых моментах жизни, связанных с поступлением в школу, когда ребенок некоторое время должен решать возникающие проблемы самостоятельно.

- Профилактика школьных страхов.

Направления работы:

-     организация в старших группах «Школьного уголка»;

-     изготовление и приобретение наглядных материалов по теме;

-     изготовление дидактических игр (включая речевые);

-     наработка игровых сюжетов на школьную тематику;

-     наработка материалов по развитию у детей самостоятельности;

-     каталогизация литературных материалов по теме.

Наглядные материалы:

  • Набор картинок «Школьные помещения».
  • Наборы картинок разного формата «Школьные принадлежности» (картинки, сопровожденные короткими стихами Б.Заходера, Н.Нищевой, Т.Федотовой).
  • Комплект «Скоро в школу» (включает картинки разного формата различной тематики: школьные уроки, распорядок дня школьника в сравнении с распорядком дня дошкольника и др.)
  • Набор картинок «Школа раньше и сейчас» - для развития представлений детей о школьниках разных времен (отличие в одежде, школьных принадлежностях, классных помещениях и т.д.)

    Дидактические игры - неотъемлемая часть образовательного процесса. Они подбираются таким образом, чтобы в комплексе решалось несколько задач: развитие представлений детей о школе, развитие речи и внимания, развитие коммуникативных умений. Например:

  • «Найди лишний предмет», «Собери портфель», «Чего нельзя брать в школу» - на знание школьных принадлежностей.
  • «Определи части суток» - на развитие временных представлений и закреплении знаний детей о различии в распорядке дня дошкольника и школьника.
  • «Дни недели» - закрепление представлений детей о неделе, будних и выходных дней, повторности дней недели.
  • «Подбери слово к картинке» (для читающих детей).                     

    Особое место в ряду дидактических игр на школьную тематику занимают словесные, из серии М.Г.Борисенко и Н.А.Лукиной «Грамматика в картинках». Общие показатели развития речи современных детей свидетельствуют о том, что у многих из них при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. В основе подбора игр - решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребенка. Картотека содержит специально подобранный игровой материал на школьную тематику с учетом соблюдения основных дидактических принципов: наглядности, доступности, деятельностного подхода.

Игры для детей старшего возраста: «Что забыл нарисовать художник?», «Подбери пару», Назови нужное слово» и др.

 Игровые сюжеты на школьную тематику

      Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста  неоспоримо. Развитое творческое воображение воспитанника - важнейшее условие формирования готовности к школе. Излишне говорить, что дети старшего дошкольного возраста особенно страдают от общей загруженности и недостатка времени на игру. Поэтому  тематика сюжетно-ролевых игр в старшей к школе группе должна быть расширена за счет игр на школьную тематику. Педагогам необходимо разработать сценарии  и ввести в практику такие игры, как «Урок математики», «Урок физкультуры», «В школьной столовой».

       В работе по развитию игровых сюжетов можно использовать: 

- Разработку и изготовление наглядного материала (картинки и схемы) для обыгрывания ситуаций из жизни школьника по методике А.Либерман, О.Репиной.

Литературные материалы:

  •  «Веселые уроки» - цикл стихов Г.П.Шалаевой и О.М.Журавлевой о правилах поведения и общения в школьной жизни, воспитании самостоятельности. Названия стихотворений очень красноречивы: «Собери с собой все, что необходимо для уроков», «Учись просыпаться в школу сам», «Не жадничай в классе», «Береги школьное имущество», «Не скрывай от родителей плохие оценки», и т.д.    
  • «Всё о школьной жизни» - подборка литературных произведений о школьниках, Дне знаний, о забавных и поучительных эпизодах школьной жизни. В подборку входят стихотворения и прозаические произведения отечественных авторов разных поколений.
  • «Школьные принадлежности» - подборка маленьких стихотворений, сопровождающих изображения школьных принадлежностей.

- Видеоматериалы:

  • Разговор о школе.
  • Мультипликационные фильмы (формат DVD)
  • «Переменка № 1».
  • «Приключения запятой и точки»;
  • «В стране невыученных уроков»;
  • «Проделкин в школе»;
  • «На задней парте», выпуски 1-4.

Просмотр перечисленных фильмов преследует не только развлекательную и воспитательную цели (высмеивание нерадивости, легкомысленное отношение к учебе и т.д.), но частично решает проблему профилактики страхов перед поступлением в школу. Просмотры планируются ежемесячно и очень популярны среди детей.

- Материалы по информационной поддержке родителей. Темы консультаций - «Не за горами первый класс», «Это поможет в выборе школы», «Чтобы не допустить беды», «О питании и воспитании», «Как решить с ребенком денежный вопрос».

   Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая, творческая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, а ведь именно это создает основу социальной уверенности ребенка, так необходимой для безболезненного перехода детей в условия школы.

Использованные источники:

  1. Комплексы развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- Минск, 2000.-38с.
  2. Я хочу в школу: познавательно-мотивационных комплекс занятий для подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов  и психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ О.А. Терёхина.- 2-е изд. –Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006.-46, {2} с.
  3. http://www.jlady.ru/psihologiya-detey/podgotovka-detej-k-shkole.html
свернуть

Анкета для законных представителей воспитанников старших групп учреждений дошкольного образования по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе (заполняется посредством Google - формы)

Приложение

 

Анкета для законных представителей воспитанников

старших групп учреждений дошкольного образования

по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе

(заполняется посредством Google - формы)

 

Уважаемые родители воспитанников!

С целью совершенствования  качества  образовательного процесса

приглашаем Вас принять участие в анкетировании.

 

  1. По Вашему мнению, какой возраст и почему является наиболее благоприятным для поступления ребенка в первый класс:

6 лет, потому что______________________________________________________

7 лет, потому что______________________________________________________.

  1. Как Вы считаете, какими умениями и навыками должен обладать ребенок при поступлении в 1 класс? (возможно несколько вариантов ответов)

- знать алфавит и читать, уметь писать;

- быть физически развитым;

- уметь находить контакт со сверстниками, со взрослыми;

- проявлять волевые усилия при выполнении заданий;

- проявлять активный интерес к школе.

  1. Что Вас беспокоит перед поступлением ребенка в школу? (возможно несколько вариантов ответов)

- ничего не беспокоит;

- успеваемость ребенка;

- необходимость перестройки образа жизни семьи;

- адаптация ребенка в новом коллективе;

- определение школы и педагога;

- другое______________________________________________________________.

  1. Как Вы считаете, что может являться первопричиной того факта, что некоторые родители не планируют поступление своего ребенка в школу в 6 лет? (возможно несколько вариантов ответов)

- состояние здоровья ребенка;

- возможность продлить еще на год ребенку «беззаботное детство»;

- нежелание родителей «погружаться» в школьную жизнь ребенка;

- не устраивает педагогический состав учителей, осуществляющих набор в первые классы в текущем году;

- неготовность ребенка к обучению в школе;

- необходимость продолжить коррекционные занятия с учителем-дефектологом;

- другое______________________________________________________________.

  1. Как Вы считаете, чтобы подготовить ребенка к школе? (возможно несколько вариантов ответов)

- достаточно посещать занятия в учреждении дошкольного образования;

- обязательно дополнительно заниматься с ребенком в домашних условиях;

- дошкольное учреждение посещать необязательно, можно подготовить ребенка к школе только в домашних условиях;

- необходимо дополнительно посещать занятия по подготовке к школе в учреждениях общего среднего образования;

- необходимо дополнительно посещать занятия по подготовке к школе в частных развивающих центрах;

- другое _____________________________________________________________.

  1. Как Вы оцениваете качество образовательного процесса по подготовке ребенка к школе в Вашем учреждении дошкольного образования? (указать один вариант ответа)

- на высоком уровне;

- на достаточном уровне;

- на недостаточном уровне.

  1. Проводится ли с Вами информационно-просветительская работа в учреждении дошкольного образования по вопросам подготовки ребенка к школе? (указать один вариант ответа)

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

  1. Отметьте источники, из которых Вы получаете информацию о подготовке детей к школе. (возможно несколько вариантов ответов)

- официальный сайт учреждения дошкольного образования;

- родительские собрания;

- информационные стенды в родительских уголках;

- социальные сети и мессенджеры (Viber, Telegram, Instagramи т.д.);

- педагогические работники учреждения дошкольного образования;

- педагогические работники школы;

- от родителей других детей;

- другие______________________________________________________________.

  1. Сформулируйте вопрос или проблему (в рамках подготовки ребенка к школе), по которым бы Вы хотели получить информацию или консультацию специалиста____________________________________________________________.
  2. Ваши предложения по совершенствованию деятельности учреждений дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе_______________________________________________________________.

 

Благодарим за участие!

 

свернуть

План мерапрыемстваў па пераемнасці дашкольнай і І ступені агульнай сярэдняй адукацыі

План мерапрыемстваў па пераемнасці

дашкольнай і І ступені агульнай сярэдняй адукацыі

дзяржаўнай установы адукацыі “Вучэбна-педагагічны комплекс дзіцячы сад-сярэдняя школа п.Шаршуны”

на 2021/2022 навучальны год

Мэта: рэалізаваць адзіную лінію развіцця дзіцяці на этапах дашкольнай і агульнай сярэдняй адукацыі, надаўшы педагагічнаму працэсу цэласны, паслядоўны і перспектыўны характар.

Задачы:

  • аб'яднаць намаганні настаўнікаў І ступені агульнай сярэдняй адукацыі і выхавацелей дашкольнай адукацыі па стварэнню ўмоў для паспяховага навучання ў першым класе;
  • удасканальваць працу выхавацелей дашкольнай адукацыі па развіццю ў дзяцей інтэлектуальных уменняў, неабходных для паспяховага навучання ў пачатковай школе: гутарковай мовы і самастойнага сувязнога маўленчага выказвання;фанематычнага слыху;
  • накіраваць намаганні выхавацелей  дашкольнай адукацыі на выпрацоўку ў дзяцей самастойнасці, адказнасці і актыўнасці ў выкананні заданняў і даручэнняў дарослых;
  • спрыяць падтрымцы і развіццю творчай ініцыятывы і здольнасцяў дзяцей да творчай дзейнасці;

Мерапрыемствы

Тэрмін

 выканання

Адказныя

Арганізацыйна – метадычная работа работа з педагогамі

Правядзенне арганізацыйнага пасяджэння метадычнага аб’яднання, педагагічнага савета педагагічных работнікаў дзіцячага сада – пачатковай школы

Жнівень, 2021

Кіраўнік МА

Правядзенне сумесных паседжанняў педагогаў і выхавацеля старэйшай рознаўзроставай групы (ад 4 да 6 гадоў) па пытаннях падрыхтаванасці  дзяцей 6 год да навучання ў школе:

Пытанні да абмеркавання:

  1. Вывучэнне і аналіз адукацыйных праграм I ступені адукацыі і дашкольнай адукацыі ў рамках патрабаванняў нарматыўных прававых дакументаў.

2.     Распрацоўка адзіных патрабаванняў у рамках пераемнасці: форм і метадаў навучання, тэмпаў, аб’ёму і ўзроўня прадметнага матэрыялу.

3.     Забеспячэнне пераемнасці ў правядзенні мерапрыемстваў па ахове і ўмацаванню здароўя дзяцей дашкольнага і малодшага школьнага ўзроста.

4.     Ажыццяўленне пераемнасці ў рабоце рознаўзроставай групы і пачатковай школы па грамадзянска – патрыятычнаму і духоўна – маральнаму выхаванню дзяцей.

5.     Аб ступені гатоўнасці выпускнікоў рознаўзроставай групы да навучання ў школе.

На працягу навучальнага года

Намеснік дырэктара па вучэбнай рабоце

Вывучэнне працэса адаптацыі першакласнікаў да новых ўмоў школьнага жыцця. Аналіз

Верасень - кастрычнік, 2021

Класны кіраўнік I класа

Наведванне вучэбных заняткаў у  I класе выхавацелем рознаўзроставай групы з мэтай:

- паспяховай адаптацыі навучэнцаў;

- знаёмства з патрабаваннямі ўзроўня     

   падрыхтаванасці дзяцей да школы.

На працягу навучальнага года

Класны кіраўнік I класа, выхавацель рознаўзроставай групы

Арганізацыя работы па забеспячэнню 100%-га ахопу  дзяцей 6-га года жыцця сістэмай падрыхтоўкі да школы

Жнівень - верасень, 2021

Намеснік дырэктара па вучэбнай рабоце

Інструктыўна -метадычныя нарады:

·        Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі і адукацыйны стандарт “Дашкольная адукацыя”.

·        Вучэбная праграма I класа “Уводзіны ў школьнае жыццё”.

·        Развіццё дробнай маторыкі рукі дзяцей.

·        Педагагічнае суправаджэнне працэса адаптацыі вучняў І класа.

·        Развіццё мовы дзяцей.

На працягу навучальнага года

Намеснік дырэктара па вучэбнай рабоце

Наведванне настаўнікамі адкрытых заняткаў у рознаўзроставай групе з мэтай знаёмства з узроўнем адукацыйнай падрыхтоўкі выхаванцаў.

Заняткі:

  • па развіццю мовы і культуры моўных зносін;
  • па фарміраванню элементарных матэматычных уяўленняў;
  • па фізічнаму выхаванню.

На працягу навучальнага года

Настаўнікі  пачатковай школы, выхавацель рознаўзроставай групы

Сумесная работа выхавацеля рознаўзроставай групы з настаўнікам – дэфектолагам, педагогам - псіхолагам па пытанню “Падрыхтоўка дзяцей 6 год да школы”

На працягу навучальнага года

Настаўнік – дэфектолаг, выхавацель рознаўзроставай групы, педагог - псіхолаг

Аналіз работы па ажыццяўленню пераемнасці за 2021/2022 навучальны год

Май, 2022

Намеснік дырэктара па вучэбнай рабоце

Супрацоўніцтва з сям’ёй

Арганізацыя і правядзенне агульных бацькоўскіх сходаў

На працягу навучальнага года

Дырэктар дз/с – СШ

Распрацоўка інфармацыйнага матэрыялу (кансультацыі, памяткі, буклеты) для законных прадстаўнікоў на тэму “У першы клас без перашкод”

На працягу навучальнага года

Настаўнік дэфектолаг, выхавацель рознаўзроставай групы, настаўнікі, педагог - псіхолаг

Анкетаванне законных прадстаўнікоў з мэтай выяўлення цяжкасцей у падрыхтоўцы дзяцей да школы

Май – жнівень, 2021/2022

Выхавацель рознаўзроставай групы, класны кіраўнік I класа

Удзел бацькоў у выхаваўчых мерапрыемствах, акцыях, спартыўных святах, рэйдах, аперацыях, выставах і інш.

На працягу навучальнага года

Выхавацель рознаўзроставай групы, настаўнікі

Індывідуальныя кансультацыі настаўніка – дэфектолага, педагога - псіхолага, настаўніка I класа па запытах законных прадстаўнікоў

На працягу навучальнага года

Настаўнік - дэфектолаг,  настаўнік I класа, педагог - псіхолаг

Арганізацыя тэматычных выстаў:

·        “Што павінен ведаць і ўмець першакласнік”.

·        “Паступленне ў школу – значная падзея ў жыцці дзіцяці”.

·        “Гульні, якія дапамогуць падрыхтаваць дзіця да школы”.

·        “Збіраем школьны ранец”.

На працягу навучальнага года

Выхавацель рознаўзроставай групы, настаўнікі

Работа з выхаванцамі і  навучэнцамі

Афармленне кутка “Хутка ў школу”

Пастаянна

Выхавацель рознаўзроставай групы

Наведванне выхаванцамі ўрачыстай лінейкі, прысвечанай Дню ведаў.

Экскурсія па школе.

01.09.2021

Выхавацель рознаўзроставай групы

Арганізацыя і правядзенне тэматычнага тыдня ў рознаўзроставай групе (ад 4 да 6 год) “Школа. Дзень ведаў”

01.09 -07.09.2021

Выхавацель рознаўзроставай групы

Узаемадзейнасць:

·        арганізацыя і правядзенне агульных традыцыйных свят дз/с – СШ;

·        удзел у выхаваўчых мерапрыемствах, акцыях, спартыўных святах, рэйдах, аперацыях, выставах і інш;

·        сумесная арганізацыя і правядзенне тэматычных тыдняў ва ўстанове адукацыі.

На працягу навучальнага года

Выхавацель рознаўзроставай групы, музычны кіраўнік, настаўнікі

 

свернуть

Нормативные правовые документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования

Нормативные правовые документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3 (с изменениями и дополнениями). Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 декабря 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь».
развернуть

Нормативные правовые документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования

 

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3 (с изменениями и дополнениями).
  2. Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612.
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 декабря 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь».
  4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».
  6. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».
  7. Положение об учреждении общего среднего образования (в редакции постановлений Министерства образования Республики Беларусь от 04.02.2014 № 9, от 10.04.2014 № 38, от 27.11.2017 № 148, от 03.03.2018 № 10, от 02.12.2019 № 180, от 06.08.2020 № 214).
  8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2018 № 125 «Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования».
  9. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и утративших силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78, от 17.05.2017 № 35, от 03.05.2018 № 39).
  10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования».
  11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 10.04.2020 г. № 37 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217» (в редакции от 30.10.2020 № 92)
  12. Временные рекомендации по организации образовательного процесса в условиях распространения COVID-19 (действуют сентябрь-октябрь 2021 года), разработанные Министерством здравоохранения Республики Беларусь совместно с Министерством образования и Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения.

 

свернуть