Учитель дефектолог

График работы

  График работы  

учителя интегрированного и надомного обучения 

государственного учреждения образования “Учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа п. Шершуны” Русак Татьяны Анатольевны 

 

День 

Время 

Учебные занятия 

   

Понедельник 

 

10.50-13.50 

14.15-15.00 

 

 

      Надомное обучение 

Учебное занятие 

 

 

 

  Вторник 

 

 

 9.00-10.00 

11.10-14.10 

Учебное занятие 

      Надомное обучение 

Среда 

 

9.10-10.10 

10.30-14.30 

 

 

 

Надомное обучение 

      Надомное обучение                            

  Четверг 

 

9.00-10.00 

10.20-11.20 

11.55-12.55 

 

 

Учебное занятие 

      Надомное обучение 

  Учебное занятие 

                     

  Пятница 

9.00-10.00 

10.05-10.50 

10.55-11.55 

12.55-13.55 

Учебное занятие 

      Надомное обучение 

Учебное занятие 

Учебное занятие 

свернуть

Советы родителям

Для Вас, родители! 

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ 

 

  • Сенсорное и сенсомоторное развитие. 
  • Формирование пространственно-временных отношений. 
  • Умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты). 
  • Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления. 
  • Нормализация ведущей деятельности возраста. 
  • Формирование разносторонних представлений о предметах и явлений окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи. 
  • Готовность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.  

РЕКОМЕНДАЦИИ 

«КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ» 

 

  • Помните, что ваш ребёнок будет обучаться медленнее других детей. 
  • Будьте сдержанными, спокойными, радуйтесь успехам ребёнка. 
  • Помогайте ребёнку развивать уверенность в своих силах. 
  • Систематически общайтесь с ребёнком. Это самый важный фактор для успешного старта в школе. 
  • Чередуйте занятия. Непрерывное чтение не должно превышать 8-10 минут, письмо 4-5 минуты. После этого сменить деятельность. 
  • Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребёнка всё и сразу. 
  • Не проявляйте сверх критичность к ребёнку. Важно, чтобы ребёнок не боялся ошибаться. 
  • Не думайте за ребёнка. 

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 

 

ПРИТЧА «ГОРЧИЧНОЕ ЗЕРНО» 

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и просила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретил её опять – женщина полоскала бельё в реке и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё позже, а пока ей  необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного. 

 

  • Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой как все. 
  • Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. 
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним. 
  • Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. 
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что телевизор не заменит Вас. 
  • Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. 
  • Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. 
  • Общайтесь с семьями, где есть дети инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
свернуть

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД)

 

Развитие речевого дыхания

 

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым постепенным вдохом (что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков), профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а так же продолжительность, силу, и правильное распределение выдоха

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

 

Нарушением функции речевого дыхания считается:

  • подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
  • слишком большой вдох;
  • учащённость дыхания;
  • укороченность выдоха;
  • неумение делать незаметный добор воздуха;
  • неправильная осанка.

 

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики

Цель: создание условий для оздоровления детей, для формирования у них культуры здоровья, речевого развития.

 

  • Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его.
  • Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда.
  • упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

         Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

  • Длительность выполнения упражнений около 5 минут. При набирании воздуха через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным и плавным.
  • Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать ладонями.
  • Упражнения можно выполнять как сидя, так и стоя.

 

Не переусердствуйте! Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

  

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов

(для детей младшего дошкольного возраста)

 

Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомендуется выполнять дома под контролем родителей, необходимо выполнить пару упражнений для развития речевого дыхания.

 

Футбол

Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» в ворота. Вата должна оказаться между кубиками.

 

Шторм в стакане

Для этой игры необходимы  соломинка для коктейля и стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны. Можно усложнить задачу: вместо воды налить не сильно густой кисель.

 

Бабочка

 

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Произнесите с малышом  поговорку:

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко, Там твои детки –

На берёзовой ветке!

 

Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

 

Дыхательная гимнастика без использования игровых приёмов

(для детей старшего дошкольного возраста)

  1. Ребёнок делает вдох – выдох (рот при этом закрыт), попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю.
  2. Тренировка носового выдоха. Ребёнок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.
  3. Тренировка ротового выдоха. Ребёнок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребёнка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения).
  4. Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не напрягался.
  5. Вдох через рот, выдох через нос.

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

свернуть

Артикуляционная гимнастика

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной гимнастикой. Даже если ваш ребёнок ещё не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

 

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными речевыми нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношениям, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем – и детям взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.

 

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

  • Артикуляционную гимнастику нужно разучивать перед зеркалом. Ребёнок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.
  • При выполнении гимнастики не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы. Просите ребёнка, чтобы все движения он совершал «мягким языком» и «нежными губами».
  • При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребёнка работали только те мышцы, которые нужны для совершения движения. Ребёнок не должен делать лишних движений: округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами.
  • Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться
  • Когда какое то упражнение совершается на выдохе, следите, чтобы этот выдох был направлен в самые зубы.
  • Каждое упражнение нужно выполнять не менее пяти раз.

 

Чтобы работать эффективно нужно иметь представление  о строении органов артикуляции: губы, резцы, альвеолы (бугорки за верхними зубами), твёрдое нёбо, мягкое нёбо, голосовые складки, корень языка, спинка языка, кончик языка.

 

Основной комплекс артикуляционных  упражнений для выработки правильного и чёткого произношения всех звуков:

«Бегемотик» («Окошко»), «Лягушка» («Улыбка»), «Заборчик» («Кит»), «Бублик» («Рупор»), «Трубочка» («Ручеёк»), «Хобот» («Дудочка»), «Блинчик» («Лопатка»), «Иголочка», «Шарик» («Жаба»), «Змейка», «Часы с кукушкой», «Расчёска», «Футбол» («Конфетка»), «Часики», «Хвост».

 

Для коррекции отдельных групп звуков используются дополнительные целенаправленные комплексы

 

Комплекс для выработки правильного произношения свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц):

«Месим тесто» («Накажем непослушный язычок», «Лягушка» («Улыбка»), «Блинчик» («Лопатка»), «Ветерок» («Загоним мяч в ворота»), «Чистим нижние зубы», «Горка» («Котик сердится»).

 

Комплекс для выработки правильного произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)

«Месим тесто» («Накажем непослушный язычок»), «Блинчик» («Лопатка»), «Ветерок» («Загоним мяч в ворота»), «Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим верхние зубы», «Фокус» («Снежинка»), «Маляр» («Красим потолок»), «Качели маленькие», «Качели большие», «Весёлая лошадка», «Грустная лошадка», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка».

 

Комплекс для выработки правильного произношения звуков л, ль

«Месим тесто» («Накажем непослушный язычок»), «Блинчик» («Лопатка»), «Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим верхние зубы», «Маляр» («Красим потолок»), «Парус», «Индюк», «Индюшонок», «Качели большие», «Качели маленькие», «Весёлая лошадка», «Грустная лошадка», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка».

Комплекс для выработки правильного произношения звука Р

 

«Месим тесто» («Накажем непослушный язычок»), «Блинчик» («Лопатка»), «Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим верхние зубы», «Маляр» («Красим потолок»), «Парус»,  «Ветерок» («Загоним мяч в ворота»), «Индюк», «Индюшонок», «Качели большие», «Качели маленькие», «Весёлая лошадка», «Грустная лошадка», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка», «Дятел» («Барабанщик»), «Злой комар», «Злой жук».

 

Упражнения, которые способствуют растягиванию подъязычной связки для постановки и автоматизации свистящих (с, сь, з, зь, ц)  и санорных звуков (л, ль, р, р)

«Вкусное варенье», «Маляр», «Весёлая лошадка», «Грустная лошадка», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка».

 

Описание артикуляционных упражнений

 

«Окошко» («Бегемотик»)

Улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию под счёт до 5.

Особые указания: следить, чтобы губы были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симметрично.

 

«Заборчик» («Кит», «Лягушка»)

Улыбнуться, показывая верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт до 5.

Особые указания: следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы; если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его опускать нижнюю губу; нижняя челюсть неподвижна; улыбка симметричная.

 

«Качели большие»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счёт «раз». На счёт «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу).

Особые указания: следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными; язык должен оставаться широким; следить, чтобы при подъёме языка вверх нижняя губа не поддерживала его.

«Качели маленькие»

Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, широкий язык загнуть за нижние зубы на счёт «раз». На счёт «два» загнуть язык за верхние зубы.

Особые указания: следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными; язык должен оставаться широким; следить, чтобы при подъёме языка вверх нижняя губа не поддерживала его.

 

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Особые указания: следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх; язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта. Как только язык станет распластанным, «шпателем» поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу, широкий передний край языка полностью накрывает верхнюю губу, плотно прижимаясь к ней, боковые края смыкаются с углами рта, таким образом, язык принимает форму чашечки.

 

«Иголочка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами. Удерживать под счёт до 5.

Особые указания: губы растянуты в улыбке без напряжения; язык не загибается и не касается губ; следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.

 

«Наш послушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счёт от 1 до 5-10.

Особые указания: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; язык должен быть широким, края языка касаются углов рта; похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе (следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух; язык расположен в полости рта симметрично. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

 

«Почистим верхние зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом сверху вниз.

          Особые указания: губы неподвижны, находятся в положении улыбки; следить, чтобы язык двигался у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов; следить, чтобы при движении сверху вниз язык был широким и начинал движение от корней верхних зубов.

«Почистим нижние зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

          Особые указания: губы неподвижны, находятся в положении улыбки; следить, чтобы язык двигался у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов; следить, чтобы при движении снизу вверх язык был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

 

«Загнать мяч в ворота»

          Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

          Особые указания: следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами; загоняя шарик на одном выдохе, не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистой.

 

«Грибок»

          Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

          Особые указания: следить, чтобы губы были в положении улыбки; боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться; при повторении упражнения надо открывать рот шире.

 

«Гармошка»

          Улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная связка (уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

          Особые указания: следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны; открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 до 10; следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

 

«Фокус» («Снежинка»)

          Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

          Особые указания: следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной; боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, через которую идёт воздушная струя; если это не получается, можно слегка придержать язык; нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

 

«Пароход гудит»

          Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

          Особые указания: следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

 

«Индюк»

          Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк «болтает»).

          Особые указания: следить, чтобы язык был широким и не сужался; движения языка должны быть вперёд – назад, а не из стороны в сторону; язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

 

Весёлая лошадка

          Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

          Особые указания: упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее; нижняя челюсть не должна двигаться работает только язык; если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению; следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

 

«Грустная лошадка»

          Ребёнок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно

          Особые указания: следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык; кончик языка не должен загибаться внутрь; кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

 

«Лошадки подружились»

          Чередовать движения из упражнений «Весёлая лошадка» и «Грустная лошадка».

 

«Лопатка»

          Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти - десяти.

          Особые указания: губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения; следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа; не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу; боковые края языка должны касаться уголков рта; если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наш послушный язычок».

 

«Маляр» («Красим потолок»)

          Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

          Особые указания: губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны; следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

 

«Дятел» («Барабанщик»)

          Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук Д: Д-Д-Д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно ускорять темп.

          Особые указания: рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык; следить, чтобы звук Д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим; кончик языка не должен подворачиваться; звук Д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклонятся.

 

«Парус»

          Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

          Особые указания: края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, как в упражнении «Чашечка».

 

«Горка» («Котик сердится»)

          Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается.

          Особые указания: следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

 

«Трубочка» («Ручеек»)

          Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке «у». Удерживать 5-10 секунд.

 

«Бублик» («Рупор»)

          Рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперёд. Удерживать 5 – 10 секунд.

          Особые указания: упражнение делается без напряжения, одними губами. Нижняя челюсть неподвижна!

 

«Футбол» («Конфетка»)

Губы сомкнуть. Напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую.

 

«Дудочка» («Хобот»)

          С напряжением вытянуть вперёд губы. Удерживать 5-10 секунд.

          Особые указания: зубы сомкнуты.

 

«Змейка»

          Улыбнуться, рот открыть; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

          Особые указания: во время всего упражнения губы держать в широкой улыбке.

 

«Часики»

          Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

          Особые указания: нижняя челюсть при этом не двигается.

 

«Злой комар»

          Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течении 10-15 секунд.

          Особые указания: помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

 

«Расчёска»

          Улыбнуться, закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы причёсывая его.

          Особые указания: нижняя челюсть остаётся неподвижной (вперёд не продвигается).

 

«Шарик» («Жаба»)

          Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

          Особые указания: на начальном этапе вторую щёку можно придерживать рукой, чтобы в неё не попадал воздух.

 

«Хвост» («Поймаем мышку»)

          Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

 

свернуть