Преемственность
Рекомендации по организации «Уголка будущего школьника» в старшей группе
Рекомендации по организации
«Уголка будущего школьника»
в старшей группе
Поступление в школу - важнейший момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от его психологической готовности к обучению. Поэтому перед педагогами старших групп стоит задача - сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Необходимо учитывать, что современному ребенку, живущему в стрессогенности сегодняшней жизни, для обеспечения плавного перехода из условий детского сада в школу, требуются дополнительные усилия со стороны педагогов и родителей.
Информационная подготовка ребенка к обучению в школе, как правило, начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению поможет правильно организованная развивающая среда. С помощью внесенных в нее материалов и оборудования решаются следующие задачи:
- Обогащение знаний детей о школьной жизни, профессиях в школе, изменении распорядка дня у детей, поступающих в школу.
- Обогащение словаря воспитанников по лексической теме «Скоро в школу».
- Воспитание у детей самостоятельности в особых моментах жизни, связанных с поступлением в школу, когда ребенок некоторое время должен решать возникающие проблемы самостоятельно.
- Профилактика школьных страхов.
Направления работы:
- организация в старших группах «Школьного уголка»;
- изготовление и приобретение наглядных материалов по теме;
- изготовление дидактических игр (включая речевые);
- наработка игровых сюжетов на школьную тематику;
- наработка материалов по развитию у детей самостоятельности;
- каталогизация литературных материалов по теме.
Наглядные материалы:
- Набор картинок «Школьные помещения».
- Наборы картинок разного формата «Школьные принадлежности» (картинки, сопровожденные короткими стихами Б.Заходера, Н.Нищевой, Т.Федотовой).
- Комплект «Скоро в школу» (включает картинки разного формата различной тематики: школьные уроки, распорядок дня школьника в сравнении с распорядком дня дошкольника и др.)
- Набор картинок «Школа раньше и сейчас» - для развития представлений детей о школьниках разных времен (отличие в одежде, школьных принадлежностях, классных помещениях и т.д.)
Дидактические игры - неотъемлемая часть образовательного процесса. Они подбираются таким образом, чтобы в комплексе решалось несколько задач: развитие представлений детей о школе, развитие речи и внимания, развитие коммуникативных умений. Например:
- «Найди лишний предмет», «Собери портфель», «Чего нельзя брать в школу» - на знание школьных принадлежностей.
- «Определи части суток» - на развитие временных представлений и закреплении знаний детей о различии в распорядке дня дошкольника и школьника.
- «Дни недели» - закрепление представлений детей о неделе, будних и выходных дней, повторности дней недели.
- «Подбери слово к картинке» (для читающих детей).
Особое место в ряду дидактических игр на школьную тематику занимают словесные, из серии М.Г.Борисенко и Н.А.Лукиной «Грамматика в картинках». Общие показатели развития речи современных детей свидетельствуют о том, что у многих из них при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. В основе подбора игр - решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребенка. Картотека содержит специально подобранный игровой материал на школьную тематику с учетом соблюдения основных дидактических принципов: наглядности, доступности, деятельностного подхода.
Игры для детей старшего возраста: «Что забыл нарисовать художник?», «Подбери пару», Назови нужное слово» и др.
Игровые сюжеты на школьную тематику
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста неоспоримо. Развитое творческое воображение воспитанника - важнейшее условие формирования готовности к школе. Излишне говорить, что дети старшего дошкольного возраста особенно страдают от общей загруженности и недостатка времени на игру. Поэтому тематика сюжетно-ролевых игр в старшей к школе группе должна быть расширена за счет игр на школьную тематику. Педагогам необходимо разработать сценарии и ввести в практику такие игры, как «Урок математики», «Урок физкультуры», «В школьной столовой».
В работе по развитию игровых сюжетов можно использовать:
- Разработку и изготовление наглядного материала (картинки и схемы) для обыгрывания ситуаций из жизни школьника по методике А.Либерман, О.Репиной.
Литературные материалы:
- «Веселые уроки» - цикл стихов Г.П.Шалаевой и О.М.Журавлевой о правилах поведения и общения в школьной жизни, воспитании самостоятельности. Названия стихотворений очень красноречивы: «Собери с собой все, что необходимо для уроков», «Учись просыпаться в школу сам», «Не жадничай в классе», «Береги школьное имущество», «Не скрывай от родителей плохие оценки», и т.д.
- «Всё о школьной жизни» - подборка литературных произведений о школьниках, Дне знаний, о забавных и поучительных эпизодах школьной жизни. В подборку входят стихотворения и прозаические произведения отечественных авторов разных поколений.
- «Школьные принадлежности» - подборка маленьких стихотворений, сопровождающих изображения школьных принадлежностей.
- Видеоматериалы:
- Разговор о школе.
- Мультипликационные фильмы (формат DVD)
- «Переменка № 1».
- «Приключения запятой и точки»;
- «В стране невыученных уроков»;
- «Проделкин в школе»;
- «На задней парте», выпуски 1-4.
Просмотр перечисленных фильмов преследует не только развлекательную и воспитательную цели (высмеивание нерадивости, легкомысленное отношение к учебе и т.д.), но частично решает проблему профилактики страхов перед поступлением в школу. Просмотры планируются ежемесячно и очень популярны среди детей.
- Материалы по информационной поддержке родителей. Темы консультаций - «Не за горами первый класс», «Это поможет в выборе школы», «Чтобы не допустить беды», «О питании и воспитании», «Как решить с ребенком денежный вопрос».
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая, творческая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, а ведь именно это создает основу социальной уверенности ребенка, так необходимой для безболезненного перехода детей в условия школы.
Использованные источники:
- Комплексы развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- Минск, 2000.-38с.
- Я хочу в школу: познавательно-мотивационных комплекс занятий для подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов и психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ О.А. Терёхина.- 2-е изд. –Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006.-46, {2} с.
- http://www.jlady.ru/psihologiya-detey/podgotovka-detej-k-shkole.html
Анкета для законных представителей воспитанников старших групп учреждений дошкольного образования по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе (заполняется посредством Google - формы)
Приложение
Анкета для законных представителей воспитанников
старших групп учреждений дошкольного образования
по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе
(заполняется посредством Google - формы)
Уважаемые родители воспитанников!
С целью совершенствования качества образовательного процесса
приглашаем Вас принять участие в анкетировании.
- По Вашему мнению, какой возраст и почему является наиболее благоприятным для поступления ребенка в первый класс:
6 лет, потому что______________________________________________________
7 лет, потому что______________________________________________________.
- Как Вы считаете, какими умениями и навыками должен обладать ребенок при поступлении в 1 класс? (возможно несколько вариантов ответов)
- знать алфавит и читать, уметь писать;
- быть физически развитым;
- уметь находить контакт со сверстниками, со взрослыми;
- проявлять волевые усилия при выполнении заданий;
- проявлять активный интерес к школе.
- Что Вас беспокоит перед поступлением ребенка в школу? (возможно несколько вариантов ответов)
- ничего не беспокоит;
- успеваемость ребенка;
- необходимость перестройки образа жизни семьи;
- адаптация ребенка в новом коллективе;
- определение школы и педагога;
- другое______________________________________________________________.
- Как Вы считаете, что может являться первопричиной того факта, что некоторые родители не планируют поступление своего ребенка в школу в 6 лет? (возможно несколько вариантов ответов)
- состояние здоровья ребенка;
- возможность продлить еще на год ребенку «беззаботное детство»;
- нежелание родителей «погружаться» в школьную жизнь ребенка;
- не устраивает педагогический состав учителей, осуществляющих набор в первые классы в текущем году;
- неготовность ребенка к обучению в школе;
- необходимость продолжить коррекционные занятия с учителем-дефектологом;
- другое______________________________________________________________.
- Как Вы считаете, чтобы подготовить ребенка к школе? (возможно несколько вариантов ответов)
- достаточно посещать занятия в учреждении дошкольного образования;
- обязательно дополнительно заниматься с ребенком в домашних условиях;
- дошкольное учреждение посещать необязательно, можно подготовить ребенка к школе только в домашних условиях;
- необходимо дополнительно посещать занятия по подготовке к школе в учреждениях общего среднего образования;
- необходимо дополнительно посещать занятия по подготовке к школе в частных развивающих центрах;
- другое _____________________________________________________________.
- Как Вы оцениваете качество образовательного процесса по подготовке ребенка к школе в Вашем учреждении дошкольного образования? (указать один вариант ответа)
- на высоком уровне;
- на достаточном уровне;
- на недостаточном уровне.
- Проводится ли с Вами информационно-просветительская работа в учреждении дошкольного образования по вопросам подготовки ребенка к школе? (указать один вариант ответа)
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Отметьте источники, из которых Вы получаете информацию о подготовке детей к школе. (возможно несколько вариантов ответов)
- официальный сайт учреждения дошкольного образования;
- родительские собрания;
- информационные стенды в родительских уголках;
- социальные сети и мессенджеры (Viber, Telegram, Instagramи т.д.);
- педагогические работники учреждения дошкольного образования;
- педагогические работники школы;
- от родителей других детей;
- другие______________________________________________________________.
- Сформулируйте вопрос или проблему (в рамках подготовки ребенка к школе), по которым бы Вы хотели получить информацию или консультацию специалиста____________________________________________________________.
- Ваши предложения по совершенствованию деятельности учреждений дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе_______________________________________________________________.
Благодарим за участие!
План мерапрыемстваў па пераемнасці дашкольнай і І ступені агульнай сярэдняй адукацыі
План мерапрыемстваў па пераемнасці
дашкольнай і І ступені агульнай сярэдняй адукацыі
дзяржаўнай установы адукацыі “Шаршунская сярэдняя школа”
на 2022/2023 навучальны год
Мэта: рэалізаваць адзіную лінію развіцця дзіцяці на этапах дашкольнай і агульнай сярэдняй адукацыі, надаўшы педагагічнаму працэсу цэласны, паслядоўны і перспектыўны характар.
Задачы:
- аб'яднаць намаганні настаўнікаў І ступені агульнай сярэдняй адукацыі і выхавацелей дашкольнай адукацыі па стварэнню ўмоў для паспяховага навучання ў першым класе;
- удасканальваць працу выхавацелей дашкольнай адукацыі па развіццю ў дзяцей інтэлектуальных уменняў, неабходных для паспяховага навучання ў пачатковай школе: гутарковай мовы і самастойнага сувязнога маўленчага выказвання;фанематычнага слыху;
- накіраваць намаганні выхавацелей дашкольнай адукацыі на выпрацоўку ў дзяцей самастойнасці, адказнасці і актыўнасці ў выкананні заданняў і даручэнняў дарослых;
- спрыяць падтрымцы і развіццю творчай ініцыятывы і здольнасцяў дзяцей да творчай дзейнасці;
Мерапрыемствы |
Тэрмін выканання |
Адказныя |
Арганізацыйна – метадычная работа работа з педагогамі |
||
Правядзенне арганізацыйнага пасяджэння метадычнага аб’яднання, педагагічнага савета педагагічных работнікаў дзіцячага сада – пачатковай школы |
Жнівень, 2022 |
Кіраўнік МА |
Правядзенне сумесных паседжанняў педагогаў і выхавацеля старэйшай рознаўзроставай групы (ад 4 да 6 гадоў) па пытаннях падрыхтаванасці дзяцей 6 год да навучання ў школе: Пытанні да абмеркавання:
2. Распрацоўка адзіных патрабаванняў у рамках пераемнасці: форм і метадаў навучання, тэмпаў, аб’ёму і ўзроўня прадметнага матэрыялу. 3. Забеспячэнне пераемнасці ў правядзенні мерапрыемстваў па ахове і ўмацаванню здароўя дзяцей дашкольнага і малодшага школьнага ўзроста. 4. Ажыццяўленне пераемнасці ў рабоце рознаўзроставай групы і пачатковай школы па грамадзянска – патрыятычнаму і духоўна – маральнаму выхаванню дзяцей. 5. Аб ступені гатоўнасці выпускнікоў рознаўзроставай групы да навучання ў школе. |
На працягу навучальнага года |
Намеснік дырэктара па вучэбнай рабоце |
Вывучэнне працэса адаптацыі першакласнікаў да новых ўмоў школьнага жыцця. Аналіз |
Верасень - кастрычнік, 2022 |
Класны кіраўнік I класа |
Наведванне вучэбных заняткаў у I класе выхавацелем рознаўзроставай групы з мэтай: - паспяховай адаптацыі навучэнцаў; - знаёмства з патрабаваннямі ўзроўня падрыхтаванасці дзяцей да школы. |
На працягу навучальнага года |
Класны кіраўнік I класа, выхавацель рознаўзроставай групы |
Арганізацыя работы па забеспячэнню 100%-га ахопу дзяцей 6-га года жыцця сістэмай падрыхтоўкі да школы |
Жнівень - верасень, 2022 |
Намеснік дырэктара па вучэбнай рабоце |
Інструктыўна -метадычныя нарады: · Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі і адукацыйны стандарт “Дашкольная адукацыя”. · Вучэбная праграма I класа “Уводзіны ў школьнае жыццё”. · Развіццё дробнай маторыкі рукі дзяцей. · Педагагічнае суправаджэнне працэса адаптацыі вучняў І класа. · Развіццё мовы дзяцей. |
На працягу навучальнага года |
Намеснік дырэктара па вучэбнай рабоце |
Наведванне настаўнікамі адкрытых заняткаў у рознаўзроставай групе з мэтай знаёмства з узроўнем адукацыйнай падрыхтоўкі выхаванцаў. Заняткі:
|
На працягу навучальнага года |
Настаўнікі пачатковай школы, выхавацель рознаўзроставай групы |
Сумесная работа выхавацеля рознаўзроставай групы з настаўнікам – дэфектолагам, педагогам - псіхолагам па пытанню “Падрыхтоўка дзяцей 6 год да школы” |
На працягу навучальнага года |
Настаўнік – дэфектолаг, выхавацель рознаўзроставай групы, педагог - псіхолаг |
Аналіз работы па ажыццяўленню пераемнасці за 2022/2023 навучальны год |
Май, 2023 |
Намеснік дырэктара па вучэбнай рабоце |
Супрацоўніцтва з сям’ёй |
||
Арганізацыя і правядзенне агульных бацькоўскіх сходаў |
На працягу навучальнага года |
Дырэктар |
Распрацоўка інфармацыйнага матэрыялу (кансультацыі, памяткі, буклеты) для законных прадстаўнікоў на тэму “У першы клас без перашкод” |
На працягу навучальнага года |
Настаўнік дэфектолаг, выхавацель рознаўзроставай групы, настаўнікі, педагог - псіхолаг |
Анкетаванне законных прадстаўнікоў з мэтай выяўлення цяжкасцей у падрыхтоўцы дзяцей да школы |
Май – жнівень, 2022/2023 |
Выхавацель рознаўзроставай групы, класны кіраўнік I класа |
Удзел бацькоў у выхаваўчых мерапрыемствах, акцыях, спартыўных святах, рэйдах, аперацыях, выставах і інш. |
На працягу навучальнага года |
Выхавацель рознаўзроставай групы, настаўнікі |
Індывідуальныя кансультацыі настаўніка – дэфектолага, педагога - псіхолага, настаўніка I класа па запытах законных прадстаўнікоў |
На працягу навучальнага года |
Настаўнік - дэфектолаг, настаўнік I класа, педагог - псіхолаг |
Арганізацыя тэматычных выстаў: · “Што павінен ведаць і ўмець першакласнік”. · “Паступленне ў школу – значная падзея ў жыцці дзіцяці”. · “Гульні, якія дапамогуць падрыхтаваць дзіця да школы”. · “Збіраем школьны ранец”. |
На працягу навучальнага года |
Выхавацель рознаўзроставай групы, настаўнікі |
Работа з выхаванцамі і навучэнцамі |
||
Афармленне кутка “Хутка ў школу” |
Пастаянна |
Выхавацель рознаўзроставай групы |
Наведванне выхаванцамі ўрачыстай лінейкі, прысвечанай Дню ведаў. Экскурсія па школе. |
01.09.2022 |
Выхавацель рознаўзроставай групы |
Арганізацыя і правядзенне тэматычнага тыдня ў рознаўзроставай групе (ад 4 да 6 год) “Школа. Дзень ведаў” |
01.09 -07.09.2022 |
Выхавацель рознаўзроставай групы |
Узаемадзейнасць: · арганізацыя і правядзенне агульных традыцыйных свят дз/с – СШ; · удзел у выхаваўчых мерапрыемствах, акцыях, спартыўных святах, рэйдах, аперацыях, выставах і інш; · сумесная арганізацыя і правядзенне тэматычных тыдняў ва ўстанове адукацыі. |
На працягу навучальнага года |
Выхавацель рознаўзроставай групы, музычны кіраўнік, настаўнікі |
Нормативные правовые документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования
Нормативные правовые документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования
- Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3 (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612.
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 декабря 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».
- Положение об учреждении общего среднего образования (в редакции постановлений Министерства образования Республики Беларусь от 04.02.2014 № 9, от 10.04.2014 № 38, от 27.11.2017 № 148, от 03.03.2018 № 10, от 02.12.2019 № 180, от 06.08.2020 № 214).
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2018 № 125 «Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования».
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и утративших силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78, от 17.05.2017 № 35, от 03.05.2018 № 39).
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования».
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 10.04.2020 г. № 37 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217» (в редакции от 30.10.2020 № 92)
- Временные рекомендации по организации образовательного процесса в условиях распространения COVID-19 (действуют сентябрь-октябрь 2021 года), разработанные Министерством здравоохранения Республики Беларусь совместно с Министерством образования и Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения.