Преемственность

Рекомендации по организации «Уголка будущего школьника» в старшей группе

 Рекомендации по организации

«Уголка будущего школьника»

в старшей группе

    Поступление в школу - важнейший момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от его психологической готовности к обучению. Поэтому перед педагогами старших групп стоит задача - сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Необходимо учитывать, что современному ребенку, живущему в стрессогенности сегодняшней жизни, для обеспечения плавного перехода из условий детского сада в школу, требуются дополнительные усилия со стороны педагогов и родителей.

        Информационная подготовка ребенка к обучению в школе, как правило, начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению поможет правильно организованная развивающая среда. С помощью внесенных в нее материалов и оборудования решаются следующие задачи:

- Обогащение знаний детей о школьной жизни, профессиях в школе, изменении распорядка дня у детей, поступающих в школу.

- Обогащение словаря воспитанников по лексической теме «Скоро в школу».

- Воспитание у детей самостоятельности в особых моментах жизни, связанных с поступлением в школу, когда ребенок некоторое время должен решать возникающие проблемы самостоятельно.

- Профилактика школьных страхов.

Направления работы:

-     организация в старших группах «Школьного уголка»;

-     изготовление и приобретение наглядных материалов по теме;

-     изготовление дидактических игр (включая речевые);

-     наработка игровых сюжетов на школьную тематику;

-     наработка материалов по развитию у детей самостоятельности;

-     каталогизация литературных материалов по теме.

Наглядные материалы:

  • Набор картинок «Школьные помещения».
  • Наборы картинок разного формата «Школьные принадлежности» (картинки, сопровожденные короткими стихами Б.Заходера, Н.Нищевой, Т.Федотовой).
  • Комплект «Скоро в школу» (включает картинки разного формата различной тематики: школьные уроки, распорядок дня школьника в сравнении с распорядком дня дошкольника и др.)
  • Набор картинок «Школа раньше и сейчас» - для развития представлений детей о школьниках разных времен (отличие в одежде, школьных принадлежностях, классных помещениях и т.д.)

    Дидактические игры - неотъемлемая часть образовательного процесса. Они подбираются таким образом, чтобы в комплексе решалось несколько задач: развитие представлений детей о школе, развитие речи и внимания, развитие коммуникативных умений. Например:

  • «Найди лишний предмет», «Собери портфель», «Чего нельзя брать в школу» - на знание школьных принадлежностей.
  • «Определи части суток» - на развитие временных представлений и закреплении знаний детей о различии в распорядке дня дошкольника и школьника.
  • «Дни недели» - закрепление представлений детей о неделе, будних и выходных дней, повторности дней недели.
  • «Подбери слово к картинке» (для читающих детей).                     

    Особое место в ряду дидактических игр на школьную тематику занимают словесные, из серии М.Г.Борисенко и Н.А.Лукиной «Грамматика в картинках». Общие показатели развития речи современных детей свидетельствуют о том, что у многих из них при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. В основе подбора игр - решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребенка. Картотека содержит специально подобранный игровой материал на школьную тематику с учетом соблюдения основных дидактических принципов: наглядности, доступности, деятельностного подхода.

Игры для детей старшего возраста: «Что забыл нарисовать художник?», «Подбери пару», Назови нужное слово» и др.

 Игровые сюжеты на школьную тематику

      Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста  неоспоримо. Развитое творческое воображение воспитанника - важнейшее условие формирования готовности к школе. Излишне говорить, что дети старшего дошкольного возраста особенно страдают от общей загруженности и недостатка времени на игру. Поэтому  тематика сюжетно-ролевых игр в старшей к школе группе должна быть расширена за счет игр на школьную тематику. Педагогам необходимо разработать сценарии  и ввести в практику такие игры, как «Урок математики», «Урок физкультуры», «В школьной столовой».

       В работе по развитию игровых сюжетов можно использовать: 

- Разработку и изготовление наглядного материала (картинки и схемы) для обыгрывания ситуаций из жизни школьника по методике А.Либерман, О.Репиной.

Литературные материалы:

  •  «Веселые уроки» - цикл стихов Г.П.Шалаевой и О.М.Журавлевой о правилах поведения и общения в школьной жизни, воспитании самостоятельности. Названия стихотворений очень красноречивы: «Собери с собой все, что необходимо для уроков», «Учись просыпаться в школу сам», «Не жадничай в классе», «Береги школьное имущество», «Не скрывай от родителей плохие оценки», и т.д.    
  • «Всё о школьной жизни» - подборка литературных произведений о школьниках, Дне знаний, о забавных и поучительных эпизодах школьной жизни. В подборку входят стихотворения и прозаические произведения отечественных авторов разных поколений.
  • «Школьные принадлежности» - подборка маленьких стихотворений, сопровождающих изображения школьных принадлежностей.

- Видеоматериалы:

  • Разговор о школе.
  • Мультипликационные фильмы (формат DVD)
  • «Переменка № 1».
  • «Приключения запятой и точки»;
  • «В стране невыученных уроков»;
  • «Проделкин в школе»;
  • «На задней парте», выпуски 1-4.

Просмотр перечисленных фильмов преследует не только развлекательную и воспитательную цели (высмеивание нерадивости, легкомысленное отношение к учебе и т.д.), но частично решает проблему профилактики страхов перед поступлением в школу. Просмотры планируются ежемесячно и очень популярны среди детей.

- Материалы по информационной поддержке родителей. Темы консультаций - «Не за горами первый класс», «Это поможет в выборе школы», «Чтобы не допустить беды», «О питании и воспитании», «Как решить с ребенком денежный вопрос».

   Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая, творческая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, а ведь именно это создает основу социальной уверенности ребенка, так необходимой для безболезненного перехода детей в условия школы.

Использованные источники:

  1. Комплексы развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- Минск, 2000.-38с.
  2. Я хочу в школу: познавательно-мотивационных комплекс занятий для подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов  и психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ О.А. Терёхина.- 2-е изд. –Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006.-46, {2} с.
  3. http://www.jlady.ru/psihologiya-detey/podgotovka-detej-k-shkole.html
свернуть

Анкета для законных представителей воспитанников старших групп учреждений дошкольного образования по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе (заполняется посредством Google - формы)

Приложение

 

Анкета для законных представителей воспитанников

старших групп учреждений дошкольного образования

по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе

(заполняется посредством Google - формы)

 

Уважаемые родители воспитанников!

С целью совершенствования  качества  образовательного процесса

приглашаем Вас принять участие в анкетировании.

 

  1. По Вашему мнению, какой возраст и почему является наиболее благоприятным для поступления ребенка в первый класс:

6 лет, потому что______________________________________________________

7 лет, потому что______________________________________________________.

  1. Как Вы считаете, какими умениями и навыками должен обладать ребенок при поступлении в 1 класс? (возможно несколько вариантов ответов)

- знать алфавит и читать, уметь писать;

- быть физически развитым;

- уметь находить контакт со сверстниками, со взрослыми;

- проявлять волевые усилия при выполнении заданий;

- проявлять активный интерес к школе.

  1. Что Вас беспокоит перед поступлением ребенка в школу? (возможно несколько вариантов ответов)

- ничего не беспокоит;

- успеваемость ребенка;

- необходимость перестройки образа жизни семьи;

- адаптация ребенка в новом коллективе;

- определение школы и педагога;

- другое______________________________________________________________.

  1. Как Вы считаете, что может являться первопричиной того факта, что некоторые родители не планируют поступление своего ребенка в школу в 6 лет? (возможно несколько вариантов ответов)

- состояние здоровья ребенка;

- возможность продлить еще на год ребенку «беззаботное детство»;

- нежелание родителей «погружаться» в школьную жизнь ребенка;

- не устраивает педагогический состав учителей, осуществляющих набор в первые классы в текущем году;

- неготовность ребенка к обучению в школе;

- необходимость продолжить коррекционные занятия с учителем-дефектологом;

- другое______________________________________________________________.

  1. Как Вы считаете, чтобы подготовить ребенка к школе? (возможно несколько вариантов ответов)

- достаточно посещать занятия в учреждении дошкольного образования;

- обязательно дополнительно заниматься с ребенком в домашних условиях;

- дошкольное учреждение посещать необязательно, можно подготовить ребенка к школе только в домашних условиях;

- необходимо дополнительно посещать занятия по подготовке к школе в учреждениях общего среднего образования;

- необходимо дополнительно посещать занятия по подготовке к школе в частных развивающих центрах;

- другое _____________________________________________________________.

  1. Как Вы оцениваете качество образовательного процесса по подготовке ребенка к школе в Вашем учреждении дошкольного образования? (указать один вариант ответа)

- на высоком уровне;

- на достаточном уровне;

- на недостаточном уровне.

  1. Проводится ли с Вами информационно-просветительская работа в учреждении дошкольного образования по вопросам подготовки ребенка к школе? (указать один вариант ответа)

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

  1. Отметьте источники, из которых Вы получаете информацию о подготовке детей к школе. (возможно несколько вариантов ответов)

- официальный сайт учреждения дошкольного образования;

- родительские собрания;

- информационные стенды в родительских уголках;

- социальные сети и мессенджеры (Viber, Telegram, Instagramи т.д.);

- педагогические работники учреждения дошкольного образования;

- педагогические работники школы;

- от родителей других детей;

- другие______________________________________________________________.

  1. Сформулируйте вопрос или проблему (в рамках подготовки ребенка к школе), по которым бы Вы хотели получить информацию или консультацию специалиста____________________________________________________________.
  2. Ваши предложения по совершенствованию деятельности учреждений дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе_______________________________________________________________.

 

Благодарим за участие!

 

свернуть

План мерапрыемстваў па пераемнасці дашкольнай і І ступені агульнай сярэдняй адукацыі

План мерапрыемстваў па пераемнасці

дашкольнай і І ступені агульнай сярэдняй адукацыі

дзяржаўнай установы адукацыі “Шаршунская сярэдняя школа”

на 2022/2023 навучальны год

Мэта: рэалізаваць адзіную лінію развіцця дзіцяці на этапах дашкольнай і агульнай сярэдняй адукацыі, надаўшы педагагічнаму працэсу цэласны, паслядоўны і перспектыўны характар.

Задачы:

  • аб'яднаць намаганні настаўнікаў І ступені агульнай сярэдняй адукацыі і выхавацелей дашкольнай адукацыі па стварэнню ўмоў для паспяховага навучання ў першым класе;
  • удасканальваць працу выхавацелей дашкольнай адукацыі па развіццю ў дзяцей інтэлектуальных уменняў, неабходных для паспяховага навучання ў пачатковай школе: гутарковай мовы і самастойнага сувязнога маўленчага выказвання;фанематычнага слыху;
  • накіраваць намаганні выхавацелей  дашкольнай адукацыі на выпрацоўку ў дзяцей самастойнасці, адказнасці і актыўнасці ў выкананні заданняў і даручэнняў дарослых;
  • спрыяць падтрымцы і развіццю творчай ініцыятывы і здольнасцяў дзяцей да творчай дзейнасці;

Мерапрыемствы

Тэрмін

 выканання

Адказныя

Арганізацыйна – метадычная работа работа з педагогамі

Правядзенне арганізацыйнага пасяджэння метадычнага аб’яднання, педагагічнага савета педагагічных работнікаў дзіцячага сада – пачатковай школы

Жнівень, 2022

Кіраўнік МА

Правядзенне сумесных паседжанняў педагогаў і выхавацеля старэйшай рознаўзроставай групы (ад 4 да 6 гадоў) па пытаннях падрыхтаванасці  дзяцей 6 год да навучання ў школе:

Пытанні да абмеркавання:

  1. Вывучэнне і аналіз адукацыйных праграм I ступені адукацыі і дашкольнай адукацыі ў рамках патрабаванняў нарматыўных прававых дакументаў.

2.     Распрацоўка адзіных патрабаванняў у рамках пераемнасці: форм і метадаў навучання, тэмпаў, аб’ёму і ўзроўня прадметнага матэрыялу.

3.     Забеспячэнне пераемнасці ў правядзенні мерапрыемстваў па ахове і ўмацаванню здароўя дзяцей дашкольнага і малодшага школьнага ўзроста.

4.     Ажыццяўленне пераемнасці ў рабоце рознаўзроставай групы і пачатковай школы па грамадзянска – патрыятычнаму і духоўна – маральнаму выхаванню дзяцей.

5.     Аб ступені гатоўнасці выпускнікоў рознаўзроставай групы да навучання ў школе.

На працягу навучальнага года

Намеснік дырэктара па вучэбнай рабоце

Вывучэнне працэса адаптацыі першакласнікаў да новых ўмоў школьнага жыцця. Аналіз

Верасень - кастрычнік, 2022

Класны кіраўнік I класа

Наведванне вучэбных заняткаў у  I класе выхавацелем рознаўзроставай групы з мэтай:

- паспяховай адаптацыі навучэнцаў;

- знаёмства з патрабаваннямі ўзроўня     

   падрыхтаванасці дзяцей да школы.

На працягу навучальнага года

Класны кіраўнік I класа, выхавацель рознаўзроставай групы

Арганізацыя работы па забеспячэнню 100%-га ахопу  дзяцей 6-га года жыцця сістэмай падрыхтоўкі да школы

Жнівень - верасень, 2022

Намеснік дырэктара па вучэбнай рабоце

Інструктыўна -метадычныя нарады:

·        Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі і адукацыйны стандарт “Дашкольная адукацыя”.

·        Вучэбная праграма I класа “Уводзіны ў школьнае жыццё”.

·        Развіццё дробнай маторыкі рукі дзяцей.

·        Педагагічнае суправаджэнне працэса адаптацыі вучняў І класа.

·        Развіццё мовы дзяцей.

На працягу навучальнага года

Намеснік дырэктара па вучэбнай рабоце

Наведванне настаўнікамі адкрытых заняткаў у рознаўзроставай групе з мэтай знаёмства з узроўнем адукацыйнай падрыхтоўкі выхаванцаў.

Заняткі:

  • па развіццю мовы і культуры моўных зносін;
  • па фарміраванню элементарных матэматычных уяўленняў;
  • па фізічнаму выхаванню.

На працягу навучальнага года

Настаўнікі  пачатковай школы, выхавацель рознаўзроставай групы

Сумесная работа выхавацеля рознаўзроставай групы з настаўнікам – дэфектолагам, педагогам - псіхолагам па пытанню “Падрыхтоўка дзяцей 6 год да школы”

На працягу навучальнага года

Настаўнік – дэфектолаг, выхавацель рознаўзроставай групы, педагог - псіхолаг

Аналіз работы па ажыццяўленню пераемнасці за 2022/2023 навучальны год

Май, 2023

Намеснік дырэктара па вучэбнай рабоце

Супрацоўніцтва з сям’ёй

Арганізацыя і правядзенне агульных бацькоўскіх сходаў

На працягу навучальнага года

Дырэктар 

Распрацоўка інфармацыйнага матэрыялу (кансультацыі, памяткі, буклеты) для законных прадстаўнікоў на тэму “У першы клас без перашкод”

На працягу навучальнага года

Настаўнік дэфектолаг, выхавацель рознаўзроставай групы, настаўнікі, педагог - псіхолаг

Анкетаванне законных прадстаўнікоў з мэтай выяўлення цяжкасцей у падрыхтоўцы дзяцей да школы

Май – жнівень, 2022/2023

Выхавацель рознаўзроставай групы, класны кіраўнік I класа

Удзел бацькоў у выхаваўчых мерапрыемствах, акцыях, спартыўных святах, рэйдах, аперацыях, выставах і інш.

На працягу навучальнага года

Выхавацель рознаўзроставай групы, настаўнікі

Індывідуальныя кансультацыі настаўніка – дэфектолага, педагога - псіхолага, настаўніка I класа па запытах законных прадстаўнікоў

На працягу навучальнага года

Настаўнік - дэфектолаг,  настаўнік I класа, педагог - псіхолаг

Арганізацыя тэматычных выстаў:

·        “Што павінен ведаць і ўмець першакласнік”.

·        “Паступленне ў школу – значная падзея ў жыцці дзіцяці”.

·        “Гульні, якія дапамогуць падрыхтаваць дзіця да школы”.

·        “Збіраем школьны ранец”.

На працягу навучальнага года

Выхавацель рознаўзроставай групы, настаўнікі

Работа з выхаванцамі і  навучэнцамі

Афармленне кутка “Хутка ў школу”

Пастаянна

Выхавацель рознаўзроставай групы

Наведванне выхаванцамі ўрачыстай лінейкі, прысвечанай Дню ведаў.

Экскурсія па школе.

01.09.2022

Выхавацель рознаўзроставай групы

Арганізацыя і правядзенне тэматычнага тыдня ў рознаўзроставай групе (ад 4 да 6 год) “Школа. Дзень ведаў”

01.09 -07.09.2022

Выхавацель рознаўзроставай групы

Узаемадзейнасць:

·        арганізацыя і правядзенне агульных традыцыйных свят дз/с – СШ;

·        удзел у выхаваўчых мерапрыемствах, акцыях, спартыўных святах, рэйдах, аперацыях, выставах і інш;

·        сумесная арганізацыя і правядзенне тэматычных тыдняў ва ўстанове адукацыі.

На працягу навучальнага года

Выхавацель рознаўзроставай групы, музычны кіраўнік, настаўнікі

 

свернуть

Нормативные правовые документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования

Нормативные правовые документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3 (с изменениями и дополнениями). Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 декабря 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь».
развернуть

Нормативные правовые документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования

 

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3 (с изменениями и дополнениями).
  2. Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612.
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 декабря 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь».
  4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».
  6. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».
  7. Положение об учреждении общего среднего образования (в редакции постановлений Министерства образования Республики Беларусь от 04.02.2014 № 9, от 10.04.2014 № 38, от 27.11.2017 № 148, от 03.03.2018 № 10, от 02.12.2019 № 180, от 06.08.2020 № 214).
  8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2018 № 125 «Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования».
  9. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и утративших силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78, от 17.05.2017 № 35, от 03.05.2018 № 39).
  10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования».
  11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 10.04.2020 г. № 37 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217» (в редакции от 30.10.2020 № 92)
  12. Временные рекомендации по организации образовательного процесса в условиях распространения COVID-19 (действуют сентябрь-октябрь 2021 года), разработанные Министерством здравоохранения Республики Беларусь совместно с Министерством образования и Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения.

 

свернуть