Советы дефектолога

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД)

 

Развитие речевого дыхания

 

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым постепенным вдохом (что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков), профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а так же продолжительность, силу, и правильное распределение выдоха

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

 

Нарушением функции речевого дыхания считается:

  • подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
  • слишком большой вдох;
  • учащённость дыхания;
  • укороченность выдоха;
  • неумение делать незаметный добор воздуха;
  • неправильная осанка.

 

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики

Цель: создание условий для оздоровления детей, для формирования у них культуры здоровья, речевого развития.

 

  • Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его.
  • Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда.
  • упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

         Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

  • Длительность выполнения упражнений около 5 минут. При набирании воздуха через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным и плавным.
  • Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать ладонями.
  • Упражнения можно выполнять как сидя, так и стоя.

 

Не переусердствуйте! Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

  

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов

(для детей младшего дошкольного возраста)

 

Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомендуется выполнять дома под контролем родителей, необходимо выполнить пару упражнений для развития речевого дыхания.

 

Футбол

Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» в ворота. Вата должна оказаться между кубиками.

 

Шторм в стакане

Для этой игры необходимы  соломинка для коктейля и стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны. Можно усложнить задачу: вместо воды налить не сильно густой кисель.

 

Бабочка

 

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Произнесите с малышом  поговорку:

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко, Там твои детки –

На берёзовой ветке!

 

Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

 

Дыхательная гимнастика без использования игровых приёмов

(для детей старшего дошкольного возраста)

  1. Ребёнок делает вдох – выдох (рот при этом закрыт), попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю.
  2. Тренировка носового выдоха. Ребёнок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.
  3. Тренировка ротового выдоха. Ребёнок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребёнка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения).
  4. Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не напрягался.
  5. Вдох через рот, выдох через нос.

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

свернуть

Советы родителям

Для Вас, родители! 

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ 

 

  • Сенсорное и сенсомоторное развитие. 
  • Формирование пространственно-временных отношений. 
  • Умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты). 
  • Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления. 
  • Нормализация ведущей деятельности возраста. 
  • Формирование разносторонних представлений о предметах и явлений окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи. 
  • Готовность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.  

РЕКОМЕНДАЦИИ 

«КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ» 

 

  • Помните, что ваш ребёнок будет обучаться медленнее других детей. 
  • Будьте сдержанными, спокойными, радуйтесь успехам ребёнка. 
  • Помогайте ребёнку развивать уверенность в своих силах. 
  • Систематически общайтесь с ребёнком. Это самый важный фактор для успешного старта в школе. 
  • Чередуйте занятия. Непрерывное чтение не должно превышать 8-10 минут, письмо 4-5 минуты. После этого сменить деятельность. 
  • Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребёнка всё и сразу. 
  • Не проявляйте сверх критичность к ребёнку. Важно, чтобы ребёнок не боялся ошибаться. 
  • Не думайте за ребёнка. 

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 

 

ПРИТЧА «ГОРЧИЧНОЕ ЗЕРНО» 

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и просила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретил её опять – женщина полоскала бельё в реке и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё позже, а пока ей  необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного. 

 

  • Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой как все. 
  • Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. 
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним. 
  • Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. 
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что телевизор не заменит Вас. 
  • Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. 
  • Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. 
  • Общайтесь с семьями, где есть дети инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
свернуть

Родителям о развитии речи ребёнка

Необходимо обратить особое внимание на:

Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки

Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового  анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы

 Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод...

Состояние словарного запаса

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова - действия, слова - признаки.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок

На что ещё обратить внимание:

Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).

Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.),выделение лишнего с объяснением).

Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

 И ещё кое-что….

   Испытывайте уважение к ребенку как к личности. Сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.

   Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению. Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка.

   Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах при обучении. Не требуйте любой ценой только высоких результатов. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

   Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.

   Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой-залог успеха.

 Советы логопеда

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка.  Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты,  непременно объясните.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.

4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка,  указав на неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны,  не смейтесь над малышом, самое лучшее - тактично поправить.

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если есть возможность, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Ребёнок читает медленнее всех. Как ему помочь?

Вот несколько симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности в чтении.

Симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учёта частоты встречаемости.

1. Не любит играть со звуками и рифмовками.

2. Не правильно произносит или путает звуки в произношении.

3. Испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе.

4. Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.

5. Пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов. Может пропускать целые слова.

6. Постоянно жалуется, что трудно читать и испытывает головную боль.

7. Не любит читать вслух.

8. Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.

9. Держит книгу слишком близко к глазам.

10. Немного косит.

11. Часто трёт глаза.

12. При чтении прикрывает или закрывает один глаз.

13. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.

14. Пишет буквы и слова задом наперёд.

15. Пытается избежать чтения и домашних заданий.

16. Плохо пишет и обладает плохим почерком.

17. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.

18. Быстро устаёт.

19. Делает домашнюю работу гораздо дольше.

 

Несколько факторов, которые могут снижать скорость чтения 

— Возможности артикуляционного аппарата (трудности произношения и трудности в артикуляционной моторики).

— Недоразвитие навыков звукового и слогового анализа. В этом случае необходима помощь логопеда.

— Нарушение зрительного  и пространственного восприятия (особенно у леворуких детей) — ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы.

— Нарушения зрения — часто взрослые не догадываются об этом. Проконсультируйте ребёнка у окулиста, чтобы исключить этот фактор.

— Узкое поле зрение — у любителей читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости  останавливаться, чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот люди, которые мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку, а  могут разглядеть всего несколько слов.

- Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Когда смысл прочитанного  предложения остаётся не понятным, мы возвращаемся к фразе ещё раз. Но возвратные движения глаз не всегда попадают туда, где произошла заминка. При медленном чтении, регрессии довольно часты. И частые возвратные движения глаз влияют на скорость чтения.

-Дополнительные факторы, которые влияют на скорость — это словарный запас читающего. Чем ниже словарный запас, тем больше слов не понятно в тексте и для того чтобы уловить смысл надо разгадать как можно больше  значений слов.

-Скорость чтения может зависеть от интереса ребёнка к материалу. Не нагружайте его сложной, не подходящей по возрасту литературой.

-Незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять, что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится  вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.

-Нежелание ребёнка читать —  взрослым требуется задуматься, а всё ли мы правильно делаем.

   Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины

Как помочь?

  • Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений,  более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше.
  • Гораздо лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут, и ещё и пред сном.
  • Чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.
  • Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений.
  • Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память(упр. «Найди отличие?», «Чего не стало?», «Что изменилось?). Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды,  шарады.
  • Расширяйте периферийное зрение ребёнка, которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения (таблицы Шульте
  • Если проблема у ребёнка в трудностях артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтением артикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.
  • Используйте приём параллельного чтения. Читайте  то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.
  • Не надо проверять медленно читающего ребёнка на скорость чтения.  У ребёнка может развиться невроз, а в дальнейшем и отказ от чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения. Поэтому, если хотите провести проверку на скорость чтения, то сделать это как можно более не заметней для вашего ребенка.
  • Хвалите ребёнка за каждый успех,  он должен чувствовать, что у него получаетсяКак можно меньше критикуйте.

 Успехов вам!

свернуть

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

 Для того, чтобы правильно произносить звуки и слова, ребёнок должен хорошо овладеть координацией чрезвычайно тонких движений речевых органов - губ, языка, голосовых связок, хорошо научиться регулировать своё дыхание. Артикуляционная гимнастика способствует развитию координации артикуляционных органов, подготавливает речевой аппарат к произношению того или иного звука. Проводя артикуляционную гимнастику, необходимо соблюдать следующие указания:

1. Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнение ребёнок (т.е. ребенок должен видеть себя в зеркале, а также взрослый должен зрительно контролировать ребенка).

Гимнастика выполняется следующим образом:

•  рассказать,    используя    игровые    приёмы, о предстоящих упражнениях;

•  показать выполнение данного упражнения;

•  ребенок выполняет упражнение;

•  проверть качество выполненного упражнения.

2. Если ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, то не следует давать ему новый материал, а отрабатывать старый.

3. Проводя артикуляционную гимнастику, надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношения к правой и левой стороне. Если у ребёнка язык или губы уклоняются влево или вправо, то необходимо перед зеркалом отработать эти движения.

Гимнастика для губ и языка

1. «Рыба»

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5.

Открывает рыба рот,

Да не слышно, что поет.

2. «Лягушка»

Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам;

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

3. «Хоботок»

Зубы сомкнуть, губы вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5.

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

4. «Заборчик»

Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

5. «Бублик»

Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы открыть. Удержать под счет от 1 до 5.

Бублик мы изобразили –

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать,

Бублик надо удержать.

6. «Лопата»

Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5.

Язык лопатой положи

И под счет его держи.

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык надо расслаблять.

7. «Иголочка»

Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.

Удержать под счет от 1 до 5.

Язык иголочкой потом.

И потянем острием.

8. «Чистим зубы»

Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.

Чищу зубы, посмотри,

Не болели чтоб они.

9. «Качели»

Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

И все выше поднимаюсь –

Вверх-вниз, вверх-вниз.

10. «Вкусное варенье»

Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

Ох, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И варенье оближу.

11. «Ступеньки»

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

Язычок пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

12. «Чашечка»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет от 1 до5.

Язык широкий положи

И под счет его держи.

Получилась пиала –

Округленная она.

В рот ее мы занесем

И края к зубам прижмем.

13. «Индюшата»

Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть неподвижна.

Индюшата-малышата

Ножками топочут,

Весело болбочут:

БЛ – БЛ – БЛ.

14. «Маляр»

Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.

Красить потолок пора.

Пригласили маляра.

Кисть ведем вперед-назад,

Наш маляр работе рад.

15. «Дятел»

Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним зубам с внутренней стороны (английское Д). Нижняя челюсть неподвижна.

Целый день я стучу,

Червячка поймать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой!

Д-Д-Д-Д-Д.

16. «Лошадка»

Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости

17. «Грибок»

Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка.

На лесной опушке

Вырос гриб-волнушка.

18. «Гармошка»

Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая языка от неба. Губы в улыбке.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Методические рекомендации

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
  2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  4. Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
  5. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  6. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
  7. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  8. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Комплексы артикуляционной гимнастики

  1. Общеукрепляющие упражнения: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
  2. Для звуков С, З, Ц: № 1, 2, 6, 7, 8.
  3. Для звуков Ш, Ж, Ч, Щ: № 1, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12.
  4. Для звука Л: № 2, 7, 9, 11, 13, 14, 15.
  5. Для звука Р: № 1, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

              Следует учесть, что в каждом конкретном случае комплекс упражнений может изменяться  в соответствии   с индивидуальными особенностями  ребенка.

Упражнения для развития подвижности губ

Упражнения выполняются ежедневно перед зеркалом, каждое – по 5 раз. Необходимое положение губ удерживается под счет от 1 до 5. В один день следует выполнять 5-7 упражнений.

  1. Вытянуть сомкнутые губы вперед, вернуть в исходное положение.
  2. Растянуть губы в улыбку (зубы сомкнуты), и. п.
  3. Растянуть губы в улыбку (зубы приоткрыты), и. п.
  4. Подтянуть верхнюю губу вверх (зубы сомкнуты), и. п.
  5. Языком вытягивать верхнюю губу.
  6. Удерживать губами трубочки разного диаметра, обхват их губами.
  7. Втянуть губы внутрь рта, плотно прижимая их к зубам.
  8. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
  9. Вращательные движения губами, вытянутыми хоботком.
  10. Плотно сомкнуть губы, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую.

Развитие речевого дыхания

Для всех упражнений:

Вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваются. Плечи не поднимаются. Темп выполнения – медленный. Количество повторений – не более 5.

1. «Мыльные пузыри».

2. «Сдуй листочек».

Вырезать из тонкой бумаги листочек (бабочку, лягушку, снежинку и т.д.), положить на ладонь ребенка. Прямая ладонь поднята на уровень рта (расстояние от губ 10-15 см.). Плавно выдыхая через «хоботок», сдуть листок с ладони.

3.  «Забей гол в ворота».

На столе построить «ворота» из кубиков.

Скатать ватный шарик. Длительной, плавной струей выдыхаемого воздуха загнать шарик в ворота.

свернуть

Письмо без ошибок

Письмо без ошибок

Знайте все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши.

Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой — или наградите поцелуем на ночь, теплым словом.

Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.

Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следите за тем, чтобы ребенок по утрам принимал контрастный душ, правильно питался (полезная для ума пища — бананы, орехи, мед, лимоны).

Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».

Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения.

Упражнения по формированию орфографических навыков.

  1. Прочитай слова орфографически. Найди ошибки.

Озер, огнь, овщи, акуа, ивога, изю, учеик, уроай, ягод, чака, старенькй, сапжник,

ворта, доик.

  1. Прочитай словосочетания орфографически. Найди ошибки.

Хвойноедерво, сторон света, холдный чай, редкй дождь, легкий портфель,

уличный киосэк, пасмурый день, новый театар, просторые улицы, корова мчит,

собка лает, петх поёт.

  1. Прочитай предложения орфографически. Найди ошибки.

Прилетела к нам синика. И чтоб ей полече стало,

Сел прямо под окнм. Вед исчезичевячки,

Эту маленькюптичк. Для неё кусочики сала.

С нетепением мы ждём. Мы повесм на сучки.

- В лесной чаще легли густыетни. Одна за другой умолкют птиц. Спрятались

дневыбабочк.

- Не гудят мохнатые шмели .Не бегут по тропнкемрави. Надвигатся тёплая, летняя ночь.

- Дикобраза называют живы кактсом. Любима его пищя: клубни,лковицы,кореня,

молоды почакикукрузы. Крепими зубам он лекоперерызаетпроволочну сетку.

Дятел лчитдеревья.Онклвом долбит кор и язкомдостат личинки. Язык у дтла

длинный, лепий, с зазубринками. Насекмыеприлипют на него.какаползная птица!

В это утро очень рано

Соскочил щенок с двана.

Стал по команате ходит,

Прыгат лаять всех будит.

  1. Спиши слова, проговаривая их орфографически.

Игрушечный, мандаринчик, плодородный, хлопотливые, Екатерина, Австралия,

железнодорожник, Таджикистан.

Проверь слова, прочитывая их орфографически

  1. Спиши словосочетания, проговаривая их орфографически.

Клейкие листочки, сладкие конфеты, фантастический фильм, майский ландыш,

пассажирский поезд, клубничный джем, Персидский залив, ароматная приправа,

чёткое изображение, чудное мгновенье.

  1. Спиши предложения, проговаривая при письме каждое слово орфографически.

Как красив пёстрый ковёр из разноцветных трав!

На деревьях раскрываются клейкие почки.

Мохнатые тучи несутся низко над морем.

У кролика вздрогнуло сердце.

Ярко блестят снежные звёздочки.

Струйки воды бегут по камешкам.

Проверь написанное, прочитывая слова орфографическим чтением.

  1. Спиши текст, проговаривая их орфографически.

Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На берёзах ещё желтели листья. Ели и сосны были зеленее, чем летом

Ёжик очень осторожный . при встрече с хищником ежа не всегда спасают колючки.

Этот зверёк боится воды. Хитрая лиса может закатить ёжика в речку.

    8Контрольное списывание.

1) Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2) повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3) Выдели орфограммы в тексте (буквы, в написании которых можно ошибиться )

5) Прочитай предложения орфографически.

6) Пиши, диктуя себе орфографически.

7) Проверь себя. Читай то, что написал в тетради, подчёркивая ошибкоопасные буквы.

- В лесу жил ёж. Ночью он приходил в сад. В саду ёж находил яблоки. Он заготавливал корм на зиму.

- Это наша река. В реке щуки, ерши, караси. Володя ловит рыбу. Вот лещ. Володя несёт леща бабушке.

- А вот и осень. Листья падают. Трава пожелтела. Цветы завяли. Дует ветер. Идёт дождик.

- Пришла холодная зима. Кругом много снега. Намело большие сугробы. Дети на горе они катаются на лыжах.

- Оживают деревья. Почки набухают. Журчат ручьи. Птицы щебечут. Показалась первая травка.

- Наступило лето. Поляна покрыта цветами. Девочки рвали цветы. У Риты большой букет колокольчиков. У маши букет ромашек.

- Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Мелкий песок слепил глаза.

Надвинулась тяжёлая туча. Сверкнула молния. Грянул гром. Хлынул дождь.

Ребята побежали в сторожку лесника.

свернуть

Советы родителям: 5 рецептов избавления от гнева

  1. Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
  • Слушайте его;
  • Проводите с ним как можно больше времени;
  • Делитесь с ним своим опытом;
  • Рассказывайте ему о своём детстве, победах и неудачах;
  1. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под влиянием стресса и вас легко вывести из равновесия:
  • Отложите или отмените совместные дела с ребёнком;
  • Старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;
  • Выйдите из комнаты, в которой находится ребёнок;
  1. Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:
  • Примите тёплую ванну или душ;
  • Сделайте массаж;
  • Выпейте чай;
  • Позвоните друзьям;
  • Потанцуйте под громкую музыку;
  • Расслабьтесь на диване;
  • Спойте что-нибудь;
  • Найдите свой способ.
  1. Старайтесь по возможности предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:
  • Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которые вам очень дороги;
  • Не позволяйте выводить себя из равновесия;
  • Учитесь предчувствовать наступление срыва.
  1. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям:
  • Изучите силы и возможности своего ребёнка (например, как долго он может быть занят одним делом, может ли концентрировать внимание);
  • Если вам предстоит визит к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив необходимость данного визита.

      Дети многому учатся у взрослых, и, к сожалению, не только хорошему, но и плохому. Поэтому начните заниматься самовоспитанием. Надеемся, что данные рекомендации помогут Вам.

свернуть

Что значит чтение для ребёнка?

В наше время, когда телевизоры с самого раннего возраста и без всяких затруднений отрывают детей от книг, вероятно, не стоит медлить с чтением для ребенка. Где - то во второй половине первого года ребенок начинает принимать активное участие в процессе чтения, вначале лишь пожевывая уголки книги. Вскоре он начинает обращать внимание на слова, которые вы ему читаете (на этой стадии - скорее на звуковой ритм слов, чем на их значение) и на иллюстрации (получая удовольствие от их цвета и формы, но далеко не сразу начиная связывать картинки со знакомыми ему предметами). Для того чтобы у вашего ребенка с ранних лет появилась любовь к чтению, воспользуйтесь следующими советами.

Читайте сами. Хотя родителям маленького ребенка достаточно сложно найти момент для тихого чтения, результат стоит затраченных усилий: ребенок более охотно делает то, что делаете вы сами, а не то, что вы ему говорите. Прочитайте несколько страниц из книги, пока он играет, держите книгу на своем ночном столике, чтобы читать ее перед сном и показывать ребенку: «Это мамина книжка».

Начните собирать детские книги. На полках книжных магазинов стоят тысячи детских книжек. Самыми прочными являются книжки с многослойными картонными страницами, имеющими закругленные углы, которые остаются целыми, даже побывав во рту, и не рвутся, когда их переворачивают детские ручки.

Иллюстрации в книжке должны представлять собой четкие и яркие реалистичные изображения знакомых предметов, таких, как животные, автомобили, игрушки и дети. Картинки не должны быть слишком насыщенными, чтобы ребенок не перегружался информацией после одного короткого взгляда.

Текст, не слишком сложный для восприятия. Стихи - это лучшая возможность привлечь внимание ребенка, когда вы читаете ему вслух, поскольку он слушает для того, чтобы услаждать слух, а не ради понимания, и пройдет еще много месяцев, прежде чем он сможет следить за сюжетной линией. Книжки с одним словом или одной строчкой на странице также хороши, они помогают ребенку расширять словарный запас.

Печатный материал, предназначенный на выброс. Дети любят рассматривать и вертеть в руках журналы с большим количеством цветных иллюстраций, поэтому храните небольшую коллекцию для вашего ребенка. Однако позаботьтесь о том, чтобы ребенок не брал в рот газеты и журналы. В типографской краске содержится большое количество свинца, и попадание краски внутрь очень опасно.

Учитесь читать специально для ребенка. Тон и интонация чтения имеют особое значение для ребенка, поэтому читайте медленно, произнося слова нараспев и ставя в нужном месте ударения. Останавливайтесь на каждой странице для того, чтобы подчеркнуть основную мысль. («Посмотри на маленького мальчика, упавшего с холма» или «Видишь, как смеется собачка?») или показать ему на животных и людей («Это корова. Коровы говорят «му-у» или «Это ребенок в колыбели - его укачивают, чтобы он уснул»).

Делайте чтение привычкой. Вставьте чтение в распорядок дня - по не скольку минут по крайней мере дважды в день, когда ребенок спокоен, но в то же время внимателен и когда его уже покормили. Перед дневным сном, после обеда, после купания и перед укладыванием в постель на ночь - все это хорошее время для чтения. Но читайте только тогда, когда ребенок восприимчив, не заставляйте его слушать, когда ему хочется поползать на четвереньках или заняться музыкой при помощи двух крышек от кастрюль.

Держите библиотеку открытой. Держите небольшую, быстро обновляющуюся библиотеку прочных детских книжек на полке, специально отведенной для ребенка, откуда он мог бы их достать в любой момент. Порой ребенок, который не хочет садиться и читать с мамой или папой, будет не прочь «почитать» самостоятельно, переворачивая страницы и рассматривая картинки в удобном для себя темпе.

         Во время рассматривания картинок в книге задайте ребенку вопросы:

  1. Что изображено на картинке?
  2. О чем, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь?
  3. Чем развеселила  (огорчила или удивила) тебя сказка?

              Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?

  1. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
  2. Спросите, понравилось ли произведение. Чем?
  3. Что нового, интересного он узнал?
  4. Попросите ребенка рассказать вам о главном герое, главном событии рассказа, стихотворения.
  5. Как описана природа?
  6. Какие слова и выражения ему запомнились?
  7. Чему научила его книга?
  8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.
свернуть

10 "почему" детям необходимо читать

  1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
  7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
  8. Книги – ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
  9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
  10. Чтение – самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.
свернуть