Учитель дефектолог

Учреждения проф-тех образования

Проведение консультаций учителя-дифектолога Русак Т.А.:

суббота: 10.00 - 11.00 

 

 

Информация об учреждениях образования, осуществляющих обучение лиц с особенностями психофизического развития на уровне профессионально-технического образования

 

№ п/п

Название учебного заведения

Категория поступающих

(характер нарушения)

Уровень образования поступающих

Наименование учебной специальности, единичной квалификации

1.      

УО «Борисовский государственный строительный колледж»

 

лица с интеллектуальной недостаточностью

 

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;

 

«столярные, паркетные и стекольные работы: столяр, плотник»

2.      

УО «Вилейский государственный колледж»

лица с интеллектуальной недостаточностью

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»;

 

«технология швейного производства: швея»

3.      

ГУО «Воложинский сельскохозяйственный колледж»

 

лица с интеллектуальной недостаточностью

 

 

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

 

«технология швейного производства: швея»;

 

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»

4.      

УО «Копыльский государственный  колледж»

лица с интеллектуальной недостаточностью

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение.

«технология швейного производства: швея»;

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур";

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»

5.      

УО «Смолевичский государственный колледж»

лица с интеллектуальной недостаточностью

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«производство продукции растениеводства: овощевод, озеленитель»

 

6.      

 

УО «Любанский государственный колледж»

 

 

лица с  интеллектуальной недостаточностью

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

 

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур";

 

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»

 

7.      

 

ГУО "Червенский  строительный колледж"

 

 

 

 

 

 

 

лица с интеллектуальной недостаточностью

 

 

 

 

 

 

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

 

 

 

 

 

 

 

«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;

 

«санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений: монтажник санитарно-технических систем и оборудования»

8.      

УО «Слуцкий государственный индустриальный колледж»

лица с интеллектуальной недостаточностью

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур"

 

9.

УО «Молодечненский государственный колледж»

лица с интеллектуальной недостаточностью

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур»

 

10.

УО «Узденский государственный колледж»

 

лица с интеллектуальной недостаточностью

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

 «техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»;

«технология швейного производства: швея»

 

Артикуляционная гимнастика

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной гимнастикой. Даже если ваш ребёнок ещё не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

 

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными речевыми нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношениям, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем – и детям взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.

 

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

  • Артикуляционную гимнастику нужно разучивать перед зеркалом. Ребёнок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.
  • При выполнении гимнастики не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы. Просите ребёнка, чтобы все движения он совершал «мягким языком» и «нежными губами».
  • При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребёнка работали только те мышцы, которые нужны для совершения движения. Ребёнок не должен делать лишних движений: округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами.
  • Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться
  • Когда какое то упражнение совершается на выдохе, следите, чтобы этот выдох был направлен в самые зубы.
  • Каждое упражнение нужно выполнять не менее пяти раз.

 

Чтобы работать эффективно нужно иметь представление  о строении органов артикуляции: губы, резцы, альвеолы (бугорки за верхними зубами), твёрдое нёбо, мягкое нёбо, голосовые складки, корень языка, спинка языка, кончик языка.

 

Основной комплекс артикуляционных  упражнений для выработки правильного и чёткого произношения всех звуков:

«Бегемотик» («Окошко»), «Лягушка» («Улыбка»), «Заборчик» («Кит»), «Бублик» («Рупор»), «Трубочка» («Ручеёк»), «Хобот» («Дудочка»), «Блинчик» («Лопатка»), «Иголочка», «Шарик» («Жаба»), «Змейка», «Часы с кукушкой», «Расчёска», «Футбол» («Конфетка»), «Часики», «Хвост».

 

Для коррекции отдельных групп звуков используются дополнительные целенаправленные комплексы

 

Комплекс для выработки правильного произношения свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц):

«Месим тесто» («Накажем непослушный язычок», «Лягушка» («Улыбка»), «Блинчик» («Лопатка»), «Ветерок» («Загоним мяч в ворота»), «Чистим нижние зубы», «Горка» («Котик сердится»).

 

Комплекс для выработки правильного произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)

«Месим тесто» («Накажем непослушный язычок»), «Блинчик» («Лопатка»), «Ветерок» («Загоним мяч в ворота»), «Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим верхние зубы», «Фокус» («Снежинка»), «Маляр» («Красим потолок»), «Качели маленькие», «Качели большие», «Весёлая лошадка», «Грустная лошадка», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка».

 

Комплекс для выработки правильного произношения звуков л, ль

«Месим тесто» («Накажем непослушный язычок»), «Блинчик» («Лопатка»), «Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим верхние зубы», «Маляр» («Красим потолок»), «Парус», «Индюк», «Индюшонок», «Качели большие», «Качели маленькие», «Весёлая лошадка», «Грустная лошадка», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка».

Комплекс для выработки правильного произношения звука Р

 

«Месим тесто» («Накажем непослушный язычок»), «Блинчик» («Лопатка»), «Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим верхние зубы», «Маляр» («Красим потолок»), «Парус»,  «Ветерок» («Загоним мяч в ворота»), «Индюк», «Индюшонок», «Качели большие», «Качели маленькие», «Весёлая лошадка», «Грустная лошадка», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка», «Дятел» («Барабанщик»), «Злой комар», «Злой жук».

 

Упражнения, которые способствуют растягиванию подъязычной связки для постановки и автоматизации свистящих (с, сь, з, зь, ц)  и санорных звуков (л, ль, р, р)

«Вкусное варенье», «Маляр», «Весёлая лошадка», «Грустная лошадка», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка».

 

Описание артикуляционных упражнений

 

«Окошко» («Бегемотик»)

Улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию под счёт до 5.

Особые указания: следить, чтобы губы были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симметрично.

 

«Заборчик» («Кит», «Лягушка»)

Улыбнуться, показывая верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт до 5.

Особые указания: следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы; если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его опускать нижнюю губу; нижняя челюсть неподвижна; улыбка симметричная.

 

«Качели большие»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счёт «раз». На счёт «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу).

Особые указания: следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными; язык должен оставаться широким; следить, чтобы при подъёме языка вверх нижняя губа не поддерживала его.

«Качели маленькие»

Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, широкий язык загнуть за нижние зубы на счёт «раз». На счёт «два» загнуть язык за верхние зубы.

Особые указания: следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными; язык должен оставаться широким; следить, чтобы при подъёме языка вверх нижняя губа не поддерживала его.

 

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Особые указания: следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх; язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта. Как только язык станет распластанным, «шпателем» поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу, широкий передний край языка полностью накрывает верхнюю губу, плотно прижимаясь к ней, боковые края смыкаются с углами рта, таким образом, язык принимает форму чашечки.

 

«Иголочка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами. Удерживать под счёт до 5.

Особые указания: губы растянуты в улыбке без напряжения; язык не загибается и не касается губ; следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.

 

«Наш послушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счёт от 1 до 5-10.

Особые указания: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; язык должен быть широким, края языка касаются углов рта; похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе (следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух; язык расположен в полости рта симметрично. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

 

«Почистим верхние зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом сверху вниз.

          Особые указания: губы неподвижны, находятся в положении улыбки; следить, чтобы язык двигался у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов; следить, чтобы при движении сверху вниз язык был широким и начинал движение от корней верхних зубов.

«Почистим нижние зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

          Особые указания: губы неподвижны, находятся в положении улыбки; следить, чтобы язык двигался у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов; следить, чтобы при движении снизу вверх язык был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

 

«Загнать мяч в ворота»

          Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

          Особые указания: следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами; загоняя шарик на одном выдохе, не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистой.

 

«Грибок»

          Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

          Особые указания: следить, чтобы губы были в положении улыбки; боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться; при повторении упражнения надо открывать рот шире.

 

«Гармошка»

          Улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная связка (уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

          Особые указания: следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны; открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 до 10; следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

 

«Фокус» («Снежинка»)

          Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

          Особые указания: следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной; боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, через которую идёт воздушная струя; если это не получается, можно слегка придержать язык; нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

 

«Пароход гудит»

          Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

          Особые указания: следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

 

«Индюк»

          Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк «болтает»).

          Особые указания: следить, чтобы язык был широким и не сужался; движения языка должны быть вперёд – назад, а не из стороны в сторону; язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

 

Весёлая лошадка

          Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

          Особые указания: упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее; нижняя челюсть не должна двигаться работает только язык; если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению; следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

 

«Грустная лошадка»

          Ребёнок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно

          Особые указания: следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык; кончик языка не должен загибаться внутрь; кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

 

«Лошадки подружились»

          Чередовать движения из упражнений «Весёлая лошадка» и «Грустная лошадка».

 

«Лопатка»

          Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти - десяти.

          Особые указания: губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения; следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа; не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу; боковые края языка должны касаться уголков рта; если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наш послушный язычок».

 

«Маляр» («Красим потолок»)

          Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

          Особые указания: губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны; следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

 

«Дятел» («Барабанщик»)

          Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук Д: Д-Д-Д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно ускорять темп.

          Особые указания: рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык; следить, чтобы звук Д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим; кончик языка не должен подворачиваться; звук Д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклонятся.

 

«Парус»

          Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

          Особые указания: края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, как в упражнении «Чашечка».

 

«Горка» («Котик сердится»)

          Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается.

          Особые указания: следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

 

«Трубочка» («Ручеек»)

          Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке «у». Удерживать 5-10 секунд.

 

«Бублик» («Рупор»)

          Рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперёд. Удерживать 5 – 10 секунд.

          Особые указания: упражнение делается без напряжения, одними губами. Нижняя челюсть неподвижна!

 

«Футбол» («Конфетка»)

Губы сомкнуть. Напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую.

 

«Дудочка» («Хобот»)

          С напряжением вытянуть вперёд губы. Удерживать 5-10 секунд.

          Особые указания: зубы сомкнуты.

 

«Змейка»

          Улыбнуться, рот открыть; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

          Особые указания: во время всего упражнения губы держать в широкой улыбке.

 

«Часики»

          Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

          Особые указания: нижняя челюсть при этом не двигается.

 

«Злой комар»

          Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течении 10-15 секунд.

          Особые указания: помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

 

«Расчёска»

          Улыбнуться, закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы причёсывая его.

          Особые указания: нижняя челюсть остаётся неподвижной (вперёд не продвигается).

 

«Шарик» («Жаба»)

          Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

          Особые указания: на начальном этапе вторую щёку можно придерживать рукой, чтобы в неё не попадал воздух.

 

«Хвост» («Поймаем мышку»)

          Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

 

свернуть